Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Госпиталь" Компания Йо Стромгрена, Норвегия (фестиваль "NET-Новый европейский театр")

Этот NET делает упор, судя по програмным заявлениям, на "невербальный театр". И это уже повод для того, что определиться с категориями: театр вне слова, вне языка и вне сюжета - насколько они расходятся и пересекаются. И не превращается ли театр вне слова в цирк, театр вне языка - в перформанс как разновидность изобразительного искусства, а театр вне сюжета - в концертную программу. "Госпиталь" играется со словами - но на вымышленном, несуществующем языке, то есть смысл слов непонятен. Однако в репликах трех сестер (медсестер), застрявших в странном госпитале без пациентов, над которым, судя по звуку, время от времени кружит вертолет, опознаются и англицизмы, и некоторые имена собственные. То есть, как в ситуации с классической фразой "глокая куздра бодланула бокра", семантика высказываний стерта, но грамматическое значение при желании у каждого слова можно определить. А театр, где слово не только звучит, но обыгрывается в пластике и мимике, и к грамматике (пусть вымышленной) добавляются еще и интонации, и ударения, и тембр голоса, и паралингвистические средства - это "невербальный" театр или как? С сюжетом тоже не все просто: в отличие от, допустим, "Пьесы без слов", показанной англичанами на прошлом Чеховском фестивале, где действие строилось на связной интриге, но обходилось без звучащего текста (то есть мы имели дело с традиционным драматическим театром, но при этом - абсолютно "невербальным"), строгой фабулы в "Госпитале" нет, но и бессюжетным его тоже нельзя считать: медсестры друг друга изводят весьма наглядно, садо-лесбийские мотивы подаются иронично, но вполне конкретно (внешне довольно условно и целомудренно, что приятно - без дешевого псевдоэпатажа, а если снимают на пару секунд трусы и показывают задницу - то не просто так, а улетающему вертолету, откуда им сбрасывают посылку). То есть по форме "Госпиталь" - это клоунада (с поправкой: театральная клоунада - как, к примеру, работы Полунина), а по задачам - вполне себе драматическое действие. Никаких новых горизонтов в этом направлении норвежцы не открывают - но они их хотя бы действительно их ищут, а не просто втирают очки недопросвещенной публике. Другое дело, что ничего более современного и авангардного, чем сорокалетней давности "Действия без слов" и "Дыхание" Беккета в рамках "невербального" театра (как его не понимай, а в случае с "Дыханиема" это вообще эксперимент на грани театра, музыки и изобразительного искусства - причем объемом в печатную страничку) никто по сей день не предлагает и вряд ли предложит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments