Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ревизор" Н.Гоголя в Малом театре, реж. Ю.Соломин

При всей образцово-показательной традиционности этот "Ревизор" все-таки не сводится к тупому костюмированному пересказу пьесы, хотя целевая аудитория спектакля, и это видно по залу - все-таки школьники. Но в нем есть и попытка прочитать Гоголя заново (другое дело, что именно прочитать, а не переписать), и работа над характерами персонажей, и режиссерские находки. Конечно, режиссерская смелость Соломина не идет дальше мелких деталей (когда Хлопов на вопрос Хлестакова, не был ли он вчера ниже ростом, отрывает каблуки от своих ботинок), а исполнители, найдя какую-нибудь одну краску для своего героя, на этом успокаиваются: Ляпкин-Тяпкин (Борис Невзоров) вечно суров и серьезен, Хлопов (Эдуард Марцевич), наоборот, постоянно истерично хихикает, а если пугается, то до обморока - но роли все-таки получаются пусть и не многоплановые, но яркие, почти у всех - от Потапова (Городничий) до Марцевича-младшего (Мишка), исключение - совершенно бесцветная Марья Антоновна. Зато есть две актерские работы, удачные во всех отношениях - Анна Андреевна Людмилы Поляковой и Осип Виктора Низового (нехрестоматийный, кстати, Осип - сравнительно молодой, самостоятельный, уверенный в себе и больше похожий по характеру на слуг из европейских плутовских романов, чем на русского крепостного лакея). Сценография броская, богатая, но не вполне понятная: благодаря вращающейся конструкции зритель видит дом городничего и изнутри, и снаружи; и получается, что внутренние покои - чуть ли не ампирный дворец, с египетскими статуями у дверных проемов, портиками и дорогой мебелью, а со двора дом выглядит как ветхая лачужка; то и другое - явные отклонения (в ту и в другую сторону одновременно) от бытовой и исторической правды. Как и хореография, и музыкальное оформление. Звучащий в финале за сценой голос самого Юрия Соломина, объявляющий о приезде чиновника, должен вывести бытовую историю на символический уровень - но поздно. Соломинский "Ревизор" слишком мил, почти беззаботен - в нем нет "смеха сквозь слезы", как нет в Хлестакове-Солодовнике никаких других качеств, кроме легковесности и пустоты - нет ни демонизма, ни даже банальной тупости, простой такой наивный мальчик, воспользовавшийся случаем - ничего не более; и спектакль в целом оказывается комедией положений, с неузнаваниями и недоразумениями. Не претендуй Соломин на большее, можно было бы считать постановку удачей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments