Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Клара Новикова в "На ночь глядя"

Сегодня на эскалаторе "Пушкинской" видел Жандарева - он ехал вниз, читал журнал. А я поднимался, опаздывая на встречу с Кларой Новиковой.

Ничего нового о Кларе Борисовне из этой передачи я, конечно, не узнал - но тут уж ведущие не виноваты, просто я, так получается, с Кларой Новиковой общаюсь больше и чаще, чем с собственной мамой. Вот только сегодня мы три раза разговаривали по телефону, потом больше часа - глядя друг в другу глаза, а на ночь глядя я ее еще и по телевизору видел. Но программа мне все равно понравилась. Хотя единственное, что запомнилось конкретно - это "рыжее облако": так про Клару Борисовну сказал кто-то из опрошенных.

Но вот что меня интересует: я никак понять не могу, прямой эфир в "На ночь глядя" или нет. По всему видно, что вроде бы нет. Однако простая арифметика такова: в полдень мы с Кларой Новиковой разговаривали по телефону, причем я звонил ей домой. Когда я приехал к ней в офис на Тверскую-Ямскую, она уже выпроводила каких-то журналистов, после меня у нее был еще корреспондент из "Тайм-аута", в семь она собиралась в ТЮЗ на "Короля Лира" Додина, при этом к ней еще подруга приехала из Киева и она с ней проводит время... а я ее сегодня видел с том самом костюмчике, что и в эфире Первого канала. Стало быть, она после спектакля все-таки приехала в студию к Берману и Жандареву? Или как? Непонятно и удивительно. Особенно если учесть, что через пару недель Кларе Борисовне стукнет, на минуточку, 60 лет. Это ж ахренеть можно! А ведь у нее такой режим - каждый день. Завтра они с киевской подругой тоже в театр собираются, в "Практику" на Ивана Вырыпаева.

Стал перечитывать все материалы, которые делал про Клару Борисовну, и наши совместные фотографии (те, что не пропали на сгоревшем жестком диске в 2003-м). Даже увлекся. Не считая всяких мелочей - типа заметок про многочисленные ограбления и опросов (в последнем номере она мне отвечала про книги), нашел два интересных - большое интервью и реплики на рубрику "Звезда у экрана". Интервью - почти трехлетней давности, "звезде" - чуть больше двух лет. Но миф о себе у Клары Борисовны стабильный - только возраст внуков меняется. Если кто не в курсе, "звезда у экрана" - это реплики одного человека, разбросанные по полосам через весь номер, каждое высказывание - на тему той или иной полосы (необязательно связанной напрямую с телевидением). Злоязычным скептикам типа fomenko считаю нелишним напомнить, что все интервью, которые я делаю (во всяком случае, все, которые я сам считаю удачными), складываются из собственного мифа персонажа и себе и моего мифа, который я сконструировал о нем из личных наблюдений.



"Все равно она не Райкин"

- Чем вам сегодня вспоминается ваше киевское детство?
- Запахом хлеба, пирогов, которые мама пекла к моему возвращению из школы. Вкусом мороженого - на углу нашего дома стоял дядя Гриша, который продавал мороженое и газировку. Возвращаясь из школы, дети окрестных домов не могли пройти мимо него. Мы подбегали и просили: "Дядя Гриша, дай мороженого!" Он спрашивал, какое мы хотим, потом доставал из ящика - и мы бежали домой на радостях, что бесплатно получили мороженое. Вечером возвращались домой родители - и тоже не могли пройти мимо дяди Гриши. И он говорил: "Полина Семеновна, ваша дочь сегодня съела мороженого на такую-то сумму". Мама расплачивалась, а дома потом был скандал. Но мне детство все равно запомнилось бесплатным мороженым. И еще запахом цирковых опилок - он был рядом с домом, а наша соседка тетя Маруся работала там билетером, и я постоянно ходила в цирк бесплатно. Там был бегемот Манук, на гастроли приезжали молодые еще Никулин и Карандаш. Я ведь сначала хотела быть цирковой артисткой.
- Как родители реагировали на это желание?
- Папа очень не хотел, чтобы я стала артисткой. "Шо ты можешь? - говорил он. - С твоим голосом - сидеть в туалете и кричать: "Занято!" Уже когда я победила в конкурсе артистов эстрады и мама сказала ему: видишь, какие люди сидели в жюри этого конкурса, сам Утесов! Он и тогда сказал: "А все равно она не Райкин!"
- Вы были больше "папиной" или "маминой" дочкой?
- Папа очень часто водил меня в поликлинику по соседству - лечить горло. Дело в том, что у него там была возлюбленная, врач ухо-горло-нос тетя Женя. А я обеспечивала ему "алиби". Мы без очереди проходили в кабинет, мне мазали горло люголем и отправляли на спектакли киевского русского театра. Брат тети Жени работал там администратором, и пока папа встречался с ней, я сидела в театре в служебной ложе, все спектакли видела по многу раз. Папа вообще был очень красивым человеком, его любили женщины. Много лет спустя, когда я приезжала на гастроли, нередко бывало такое. Ко мне подходили пожилые дамы и спрашивали: "Борис Зиновьевич - это ваш папа?" А получив утвердительный ответ, с загадочной улыбкой дама добавляла: "Ну, передайте ему привет. Скажите от Бэлы - он знает!".
- Вы говорите об этом с восхищением - вы настолько лего относитесь к мужской неверности?
- Я не считаю это неверностью. В жизни есть место всему. Моя мама была мудрая женщина, и зная о многом, она сумела тем не менее сохранить семью.
- Вы бы на в подобной ситуации вели себя так же, как она?
- Не знаю, как я бы поступила. Я никогда не ревновала своего мужа. И может, это даже плохо. А мама очень переживала, болела, попадала в больницу. Но ответственный мужчина всегда возвращается к жене. А мудрость женщины в том, чтобы сохранить семью - не через скандал, а умением ждать и прощать.
- Вы с вашим мужем вместе уже много лет, разные профессии не мешают вашему взаимопониманию?
- В начале нашей совместной жизни, когда мы только "притирались" друг к другу, я очень не любила слова "должна". Это сейчас я понимаю, что у человека есть обязанности, я тогда, если бы Юрий начать ставить мне препоны в том, чего я хочу - мы бы сразу расстались. Но мы уже отпраздновали 25-летие свадьбы. То есть как отпраздновали - у нас и свадьбы-то не было. Просто после нескольких лет совместной жизни мы решили расписаться - а то по тогдашним правилам нас даже в один номер в гостинице отказывались селить. Зарегистрироваться удалось только со второго "дубля" - в первый раз я забыла на даче паспорт. В свидетели выбрали со стороны невесты - Анну Дмитриеву, известного тренера по теннису, а со стороны жениха - Аркадия Арканова и Петра Фоменко - сразу двоих, на случай, если кто-то из них проспит. Регистрацию ведь нам назначили на 10 утра - раньше всех. У меня же на руках уже была маленькая Маша, и нас сначала вообще не хотели расписывать - "чтобы не подавать дурного примера молодым парам", как объяснила тетка в загсе. Правда, когда она увидела Арканова и Дмитриеву, нас быстро зарегистрировали - и тихо вывели через черный ход.

Живу "без шляпы"

- До сих пор публика помнит знаменитый ваш монолог "Не пойдем сегодня на пляж" - о бедной актрисе, играющей богатую даму. Какие моменты "богатой" жизни, "дольче вита", вам присущи сегодня?
- Я этому не придаю особого значения. О бриллиантах и мехах никогда не мечтала, и тропические куророты - удовольствие не для меня. Я слишком люблю общаться с людьми, а за границей язык этого не позволяет.
- Ваша дочь разделяет ваши пристрастия?
- Маша очень любит деревенскую жизнь, парное молоко. Она хочет купить дом в Тарусе и отдыхать там с детьми.
- Вы уже отмечате в ваших внуках артистические задатки?
- Двухлетняя Аня очень любит наряжаться перед зеркалом, кокетничать - маленькая барышня! А Левка постоянно разыгрывает спектакли, прямо в обычной жизни. При любом удобном случае начинает выстраивать мизансцены: "давай, я буду как будто рулить - он произносит "лулить" - , а ты садись на заднее сиденье. Наш друг, замечательный режиссер Петр Фоменко, говорит мне: "Не делай из него режиссера!"
- Известно, что среди предметов женского гардероба вы особое значение придаете шляпам.
- Это началось, когда шляп в нашей жизни не было и носить их мало кто умел. Когда я одевала шляпу - вся улица оборачивалась вослед. А многие наши женщины впервые примерили шляпу на моих концертах. У меня был номер, когда я выходила в зал, предлагала зрительницам примерить шляпу, а их спутникам предлагала ее приобрести за 800 долларов. У меня был случай, когда за кулисы пришел мужчина: "Не могу отказать жене, вы обещали продать, вот деньги". Мне пришлось его огорчить - шляпа была подарком близкой подруги. Но в повседневной жизни мне носить шляпы некогда. "Жизнь в шляпе" - это особый стиль существования, он требует другого ритма. У меня же - "жизнь без шляпы".

Тете Соне комфортно даже на том свете

- Как поживает ваша тетя Соня в новом тысячелетии?
- Прекрасно, она замечательно вписалась в новое время. Это же такой человек - она у меня и в космосе побывала, и на том свете... Она почти фольклорный персонаж, ей уютно повсюду, а если нет - она может придумать себе такую жизнь, в которой ей будет комфортно.
- Празднуя два года назад юбилей, вы шутили по поводу даты своего рождения: "Страшно подумать - это же конец первой половины прошлого века!" Что вам дает такое ироническое отношение к возрасту?
- Пока женщина иронично относится к своему возрасту - она будет выглядеть молодо. Как только задумается об этом всерьез - мозг сразу даст организму команду и это скажется в том числе на внешности. Я предпочитаю не задумываться. Конечно, я многое видела, многих помню, кого-то из этих людей уже нет. Но у меня еще есть время, есть, о чем мечтать. Пока мечтаешь - живешь. Время от времени мечты сбываются. К примеру, думала ли я когда-то, что смогу побывать в Японии? Но пришли другие времена - и я туда поехала.
- Как вы считаете, почему на нашей эстраде почти нет женщин, работающих в юмористическом жанре?
- Долгое время я вообще была практически одна. Может быть, потому, что женщины относятся к жизни более серьезно, чем мужчины?
- Женское счастье, по вашему, в чем?
- Счастье любого человека - знать, что в трудный момент тебе помогут. Когда я попала в больницу, рядом со мной, кроме родных, оказались, неожиданно для меня, замечательные люди. Композитор Лора Квинт варила для меня бульон. Надя Бабкина, когда я совсем не ела, сделала борщ, пришла ко мне с красивыми ложками, разложила салфетки, поддержала своим оптимизмом - и я стала есть. Необязательно созваниваться каждый день, регулярно ходить в гости. Но важно знать, что если с тобой случится беда - тебя не оставят одного. Не только врачи в больнице, но и близкие, которые принесут тебе домашний суп.

БЛИЦ
- Что вы вкладываете в понятие "благополучие"?
- Когда сходятся физическое здоровье, материальный достаток и наличие свободного времени, чтобы этим пользоваться.
- Чего вы никогда бы не простили мужчине?
- Хамства и предательства.
- Лучший отдых для вас?
- Общаться с людьми и ходить пешком; в отпуске гуляю по Юрмальскому пляжу, прохожу в день 15-20 км.
- Ваше счастливое число?
- Восемь.
- Как проведете свободный от концерта вечер?
- Пойду в гости к дочери и ее семье или в театр.
- В какие приметы верите?
- Если встречу женщину с ведром - обязательно спрошу: "Оно пустое?"


АНЕКДОТ ОТ КЛАРЫ НОВИКОВОЙ
Любой понравившийся анекдот я сразу "дарю" своей тете Соне. Вот один из них.
Американский президент спрашивает у Бога:
- Когда в моей стране не будет безработицы?
- Через сто лет, - отвечает Бог.
- Ох, я не доживу... - вздыхает президент США.
Французский президент спрашивает у Бога:
- Когда в моей стране не будет бедных?
- Через сто лет, - отвечает Бог.
- Ох, я не доживу... - вздыхает президент Франции.
Российский президент спрашивает у Бога:
- Когда в моей стране перестанут воровать?
- Ох, я не доживу... - вздыхает Бог.

ДОСЬЕ
родилась 12 декабря 1946 года в Киеве
родители: отец Борис Зиновьевич Герцер, директор магазина; мать Полина Семеновна, работник кондитерской фабрики
образование: киевская студия эстрадно-циркового искусства, затем ГИТИС (актерское и режиссерское отделение)
Звание: Народная артистка России
семья: муж - Юрий Зерчанинов, журналист; дочь Маша (27 лет), внуки Лева (6 лет) и Аня (2 года); брат Леонид, врач, живет с семьей в США.
домашние животные: английский кокер-спаниель Степа (7 лет)
предпочтения:
еда: овощи и рыба
алкогольный напиток: коньяк
безалкогольный напиток: зеленый чай
автомобиль: "Мицубиси"
писатели: Тургенев, Бунин
фильмы: Феллини, "Летят журавли", "Война и мир" Бондарчука
актриса: Джульетта Мазина

ЗВЕЗДА У ЭКРАНА

У меня было два телевизора - в гостиной и в спальне. Но тот, что из спальне, я отдала детям на дачу, а они мне его так и не вернули. И я поняла, что мне одного достаточно, хотя сейчас хочу купить новый, с плазменным экраном - интересны технические новшества. Стараюсь не пропускать "Дежурный по стране" с Михаилом Жванецким. Интересно смотреть "К барьеру!" - Соловьев умеет провоцировать людей, и очень интересно наблюдать, кто говорит правду, кто неправду. Сначала следила за Ренатой Литвиновой - но она стала повторяться, превратилась в пародию на себя. Познер, Шустер - их мнения всегда интересны. Жалко программу Парфенова. В "Школе злословия" - умные ведущие и любопытные гости.

Недавно участвовала в церемонии вручения премий МУЗ-ТВ - вручала сама одну из номинаций вместе с Кафельников, благодаря чему с ним и познакомилась. Было очень приятно - он, кстати, волновался больше чем я. Очень заводное мероприятие, многих молодых артистов я увидела впервые. Специально для своего выхода приготовила шутки - но увидела этих визжащих мальчиков и девочек у сцены и решила от них отказаться: в такой толпе они бы не "прошли".

Хочется, чтобы каждый день был "самым длинным", самым ярким - но так ведь не бывает. Если идет дождь у меня есть возможность сидеть у окна и смотреть на улицу - это замечательный день. Но и солнце я очень люблю - а в Москве его мало. Недавно я просто вышла на улицу и пошла гулять по своему району, у Чистых прудов, на Воронцовом поле, мимо театра "Современник" - это такой кайф, такой яркий день!

Отношение к "Фабрике звезд" у меня неоднозначное. Я понимаю, что сделать артиста за три месяца невозможно. Но ребята совершенно очевидно становятся лучше на наших глазах. А четвертая фабрика отличалась еще и достойной телеверсией - молодых артистов научились качественно снимать, раскрывать их в кадре. И Крутой переживал за каждого, как отец - мне это было понятно и трогательно.

К Александру Невзорову я испытывала в разные годы различные чувства: и любила, и ненавидела. Он интересный мужик, борец - уж не знаю, за правду или за неправду. Я так и не посмотрела в свое время его фильм "Чистилище" - понимаю, что тема войны необходима, но лошадиная тема, которая у него появилась сейчас, мне ближе. Я вообще разделяю мнение, что лошадь - самое совершенное изобретение природы и если бы начать жизнь сначала - сама стала бы наездницей!

Группа "Smash!" запомнилась мне еще по песне "Belle". Хотя лично мне ближе Земфира и группа "Ленинград", за Влада и Сережу я очень рада, они сейчас модные, на виду. Я бы им только пожелала завоевать не только сердца их сверстниц-девчонок, но и более широкую аудиторию, и не только в России.

На гастролях в разных городах ко мне постоянно подходят дизайнеры и дарят сделанные ими вещи. Помню, как лет пять назад получила от парня из Архангельска отличную длинную трикотажную юбку - разных цветов, подобранных с большим вкусом - и блузон. Я ношу их до сих пор, несмотря на то, что вещи пошиты колючими нитками - на другие у него денег не было. Я вообще люблю "рукастых" людей и очень хорошо, что MTV начинает акцию, которая откроет нам новые дизайнерские имена.

Иногда выпадает бессонная ночь, и тогда думаешь: включу телевизор в шесть утра, все равно не сплю. Но специально я утренние эфиры не смотрю, хотя встаю непоздно - по утрам предпочитаю слушать радио. А утренний эфир для меня начинается с ранних ток-шоу.

"Василиса Прекрасная" - чудный фильм, который можно смотреть бесконечно, как и другие наши старые сказки - добрые, милые, с замечательными актерами. Таких сказок давно никто не снимает, а дети на них продолжают расти - как и я сама, и мои дети в свое время. По миллиону раз могу их пересматривать - и не устаю.

"Ментов" на нашем телевидении много - их при всем желании трудно не заметить. Посмотрела несколько кусков "Бальзаковского возраста" - и не поняла: неужели героини нескольких известных актрис столько серий могут быть озабочены только одной проблемой? Что, женщину в бальзаковском возрасте уже ничего кроме мужчин не интересует? Это при том, что американский "Секс в большом городе" я смотрела с удовольствием, а Сара Джессика Паркер сыграла там блестяще. Но и у нас есть хорошие сериалы - я ждала, ловила каждую серию "Идиота" и очень расстраивалась, если не успевала ее посмотреть.

Юрий Визбор - человек времени. Песни, которые он создал, вошли в нашу жизнь так прочно, что даже не думаешь, когда их слушаешь или поешь: это - Визбор. Они часть нашей культуры.

Видела несколько серий "Комиссара Рекса". Вообще когда животные в кадре - это всегда радует глаз. Но все-таки подобные вещи - это зрелище для детей, а не для меня.

Смотрю теннис, баскетбол, прыжки в воду. А страсть к футболу в нашей семье передается по мужской линии. Мой папа Борис Зиновьевич был страстным болельщиком, муж Юрий - болельщик, а 6-летний внук Левушка просто помешан на футболе. Юра как-то ехал в командировку и пропустил матч. Сосед по купе спросил его, не знает ли он результата. Юра с мобильного позвонил Леве - и получил полный отчет об игре, Лева его даже спросил: "Хочешь, я тебе покажу этот гол?" - "По телефону?" - "А я так расскажу, что ты увидишь!"

Дэвида Бэкхема на футбольном поле я ни разу не видела, зато видела в рекламном ролике газировки. Ну и что? Я совсем не знаю его как спортсмена, а как актер он мне не очень интересен, есть гораздо лучше.

Не так давно мне пришлось обратиться к адвокату по не очень приятному поводу. Муж Юрий ударился в электричке головой и я отвезла его в Институт Склифософского. А оказалось, что у бульварной прессы там есть осведомители. По их "наводке" пришли в палату две какие-то чумички, фотографировали его исподтишка, потом писали какую-то ерунду. Я посоветовалась: что можно сделать по закону с этими людьми, с такими изданиями. Но адвокат ответил: к сожалению, ничего.

Я живу на постоянном стрессе. Как любой артист, наверное. Любой выход на сцену - это нервное напряжение. Как я его снимаю? Могу в театр пойти, почитать книжку, рюмочку выпить.

Недавно я обнаружила, что от моего дома до Театра-студии Олега Табакова, до которого я всегда добиралась какими-то переулками, можно дойти по прямой! Теперь буду знать! Последнее, что я там видела - "Когда я умирала" по Уильяму Фолкнеру в постановке режиссера Миндаугаса Карбаускиса. К сожалению, настроение у меня, видимо, было не подходящее, и я не смогла до конца "войти" в этот спектакль. Надо будет как-нибудь сходить еще, тем более, что там очень интересно играет Евдокия Германова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments