Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Казино "Рояль", реж. Мартин Кэмпбелл; "Агент 117", реж. Мишель Хазанавичус

Если я не ошибаюсь, то "Казино Рояль" - это не только начало литературной бондианы, но и первый текст о Бонде, официально опубликованный на русском - он печатался с продолжением в журнале, смешно сказать, "Юный техник". А время на месте не стоит, и техника тоже. Было два пути: стилизовать экранизацию под ретро или все переделать по последнему слову науки, попутно отрефлексировав уже накопленные мифы о Бонде. Коммерческая судьба стилизаций, как правило, печальна, так что выбор второго пути логичен и пока, вроде бы, оправдывает себя. Мой главный редактор, побывав на премьере, остался от "Казино "Рояль" в полном восторге, который я могу кое в чем разделить: Дэниел Крейг - очень удачная находка для переосмысления образа суперагента (когда я видел Крейга на экране в прошлый раз, он играл гомосексуалиста с криминальными наклонностями), Ева Грин просто прекрасна, Мадс Миккельсен в роли главного злодея, плачущего из-за болезни слезных желез кровавыми слезами, тоже попал в десятку, сцены погонь и драк сделаны так, что их можно показывать по отдельности, не нанизывая на линейный сюжет. Вот как раз последнее обстоятельство местами и оборачивается своей темной стороной, потому что за грандиозными взрывами и обрушениями просто теряешь нить событий. Ну был один странноватый тайный банкир, сотрудничавший с международными террористами всех мастей, ну пустил он их деньги в оборот и проиграл на бирже, ну затеял в Черногории турнир по покеру, чтобы отыграть чужие средства и спасти свою жизнь, ну послали британские спецслужбы против него новоиспеченного агента 007, чтобы обыграл злодея - разве в этом дело? Главное - это взрыв в аэропорту и обрушение дома в Венеции, так что Бонд теперь - что-то типа Бивиса и Бадхеда в одном лице, разворотивших пол-Европы без всякой на то необходимости. Авторы это понимают, и делают из мужика с каменным лицом персонажа откровенно комического, даже не пародию на прежнего Бонда, а обычную насмешку над ним, довольно тупую насмешку - но именно это ("Вам взболтать?" - "Да мне без разницы" и т.п.) почему-то всем безумно нравится.

"Агент 117", выпущенный в прокат как бы в "довесок" Бонду "серьезному", выстреливает из-за этого мимо цели: "Казино "Рояль" оказывается смешнее, при этом эффектнее по трюкам. Дюжарден, во-первых, пародирует все-таки прежнего слащавого Бонда, а не нового, крейговского, и уже этим проигрывает, а во-вторых, одновременно доводит до абсурда штампы французского героя англоязычного боевика, что гораздо удачнее сделали создатели последней "Розовой пантеры". Причем в "Агенте 117" присутствует и элемент стилизации под киноретро, и не только под старую бондиану, поле гораздо шире - от "буквальных" цитат (из Хичкока, например) до смутных намеков. Плюс иронические гомосексуальные мотивы в отношениях суперагентов друг с другом. Агент 117 - тупой такой сотрудник французских спецслужб, который, ничего не зная об арабском мире и исламе, отправляется с миссией в насеровский Египет (дело происходит в 1955 году и в качестве фетиша для персонажей используется фотография президента Рене Коти), где за оружие с пропавшего советского корабля ведут борьбу реваншисты-монархисты и исламские фанатики из организацити "Крылья Хеопса" (для фильма в целом вообще характерно нарочито дикое смешение элементов древнеегипетской культурной мифологии с арабо-мусульманской). Но самое интересное, что "Агента 117" тоже многие хвалят, говорят, очень смешно получилось.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments