Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Зеленая птичка" К.Гоцци в МТЮЗе, реж. Г.Тростянецкий

Несколько последних театральных сказок Гоцци совсем не похожи на его хрестоматийно известные пьесы: они чересчур сумбурные, с запутанным и алогичным сюжетом (и этим, как ни странно, напоминают японские мультики). "Зеима, царя джиннов", по-моему, вообще никто так и не соберется поставить. А вот по "Зеленой птичке" в лучших московских традициях выпустили второй спектакль в течение года. ПостановкуКонстантина Богомолова в Театре им. Гоголя "Повар-вор, его жена, близнецы и зеленый любовник" я не видел (хватило его же "Приворотного зелья" и "Муми-тролль и комета"). Сегодня видел версию Тростянецкого на премьере в ТЮЗе.

У Тростянецкого, сколько я помню, всегда было плохо со вкусом и чувством меры - а помню я еще те его гастрольные спектакли питерского Тетра на Литейном, которые видел еще школьником. Когда Тростянецкий не знает, что актерам делать, а это уж как правило так и есть,несчастные делают что угодно - шутят про части тела, цитируют бородатые анекдоты, напевают популярные мотивчики, в данном случае оперные, от "Кармен" до "Князя Игоря", говорят с кавказским или китайским ацентом и т.д., в общем, все, как обычно бывает в спектаклях недееспособных петербургских режиссеров (Тростянецкий же не один такой, есть еще Семен Спивак, есть другие). Впрочем, когда-то (а может, мне просто так казалось по малолетству и недостатку опыта) у Тростянецкого среди нагромождения пошлых трюков и дешевых приколов можно было обнаружить и интересные мизансцены, и просто отличные актерские работы (мне, например, очень нравилось, как играет Семен Фурман Гарпагона в "Скупом"). Последнее, что я видел до "Зеленой птички" у Тростянецкого - "Каренин. Анна. Вронский" - не оставляло уже никаких надежд:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/13569.html?nc=1

В этом смысле "Зеленая птичка", пожалуй, не так ужасна. В ней есть отдельные симпатичные моменты, что касается изобразительного решения: действие разыгрывается в "зеркальном кабинете", в качестве трона используется металлическое кресло с механизмом на непомерно огромных колесах, над сценой висит установка, стилизованная под китайские колокольчики (более уместная, вероятно, в "Принцессе Турандот", чем в "Зеленой птичке", равно как и все остальное - но так уж случилось, что с начала 1920-х годов и по сей день сказки Гоцци по инерции автоматически предполагают художественное решение в конструктивистском духе), все эфемерные и аморфные субстанции - от ветра и воды до метафорического воплощения мечты или фантазии - материализуются с помощью легкой блестящей ткани. Есть по-настоящему трогательные эпизоды - например, когда принц Ренцо (Андрей Финягин) направляется по распластанной сверкающей и колышащейся тряпочной дорожке (все той же) к заколдованной зеленой птичке и вместе они поднимаются над сценой на подобии качелей. Довольно ярко играют своих героинь Марина Зубанова (Смеральдина, жена колбасника Труффальдино) и Виктория Верберг (престарелая королева Тартальона), для "кривоного" короля Тартальи (Николай Качура) найдена оригинальная походка "враскоряку", которая остроумно сочетается с его костюмом; Финягин-Ренцо просто хорошо выглядит, правда, почти весь спектакль этого не видно за маской и париком (из париков он в своих последних спектаклях вообще не вылезает). Но эти частные (тоже, в общем-то, невыдающиеся и небесспорные) достоинства не отменяют того, что спектакль в целом вышел невыносимо скучным. Ну просто убийственно несмотрибельным. Во главе с министром Панталоне (Вячеслав Платонов, для которого режиссер и художник не придумали ничего оригинальнее красного клоунского носа) персонажи пытаются натужно веселить публику. Кто-то и в самом деле смеется - в зале дети. Но мне все это тягомотное зрелище совсем не показалось веселым.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments