Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Герцен и Огарев мертвы

Будучи в РАМТе, забегал в свободное от "Сказок на всякий случай" время на обсуждение трилогии Стоппарда "Берег утопии", которое худрук Алексей Бородин проводил в репзале. Премьера еще только через полгода, а пиар-кампания проекта давно уже набрала обороты. Стоппард уже несколько раз сам приезжал - об одном из визитов я писал:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/481171.html?nc=9

В последний раз, пару месяцев назад, устроили акцию по очистке памятника Герцену и Огареву на Воробьевых (они же Ленинские) горах - довольно веселую, насколько я могу судить, написав заметку об этом событии, но лично не присутствуя. Сегодняшнее обсуждение - серьезное, с участием филологов, историков, философов и студентов РГГУ. Тема - "Оптика Стоппарда", что на практике означало: одни говорили, что "Берег утопии" - надругательство над "священными коровами" российской культуры, мещанское осквернение революционных идеалов и вообще попрание злонамеренным западным постмодернистом основ великих печальников земли русской; другие им возражали - мол, современный взгляд на историю предполагает ее многостороннее видение и все в таком духе. Только один студент вспомнил в разговоре про "Травести" Стоппарда, где вообще Ленин с Крупской сюжет "Как важно быть серьезным" Уайлда разыгрывают и под опереточные куплеты пляшут, а все остальные безнадежно погрузились в глубокомысленные размышления о том, насколько исторически достоверно изобразил Стоппард Герцена, Огарева, Бакунина, Тургенева, Белинского и т.д.

Ну ладно, обсуждение - дело такое, "междусобойное". А вот спектакль будет событием общественным и, видимо, довольно громким. Уже много месяцев рекламные растяжки над Садовым кольцом висят. И если Бородин всерьез собирается ставить "Берег утопии" как историческую драму - получится нечто несусветное. Виталий Безруков в Ермоловском, как раз на другом конце Охотного ряда от РАМТа, уже поставил "историческую драму" "Александр Пушкин":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/523783.html?nc=25

Не дай Бог у Бородина выйдет что-то подобное. Потому что Безруков хотя бы по собственной пьесе делал спектакль, и он у него до того веселый, что никакой драмы не надо - ржачка на четыре часа с одним антрактом (одна только пьяная Арина Родионовна, отплясывающая под непристойные частушки, чего стоит). А у Бородина по Стоппарду, боюсь, получится даже не смешно. Но пока, кажется, он и в самом деле не понимает простую вроде бы вещь: при всем искреннем (вероятно) уважении Стоппарда к российской истории и российской культуре, для него как выдающегося художника Герцен и Огарев - такие же персонажи мировой культурной мифологии, как Розенкранц и Гильденстерн. Мифология, конечно, другая - но подход тот же. И совершенно бессмысленно обсуждать проблему истории российкого свободомыслия в контексте игровой пьесы лучшего (без всяких обсуждений) современного драматурга, спорить, действительно ли были Белинский и Бакунин такими убогими, какими они кажутся своим поклонникам, прочитавшим "Берег утопии", или на самом деле они били в колокола, светили разумом и сеяли доброе-вечное. Да и вообще - прежде чем до "Берега утопии" добраться, на русском языке надо поставить гениальную, лучшую, вероятно, пьесу Стоппарда "Травести", уже десять с лишним лет как переведенную, но до сих пор не воплощенную на сцене. Года три назад мы говорили с Сергеем Юрьевичем Юрским о Стоппарде, и он признался, что думал взяться за "Травести", но решил, что публика наша не готова принять такого опереточно-дадаистского Ленина. Однако постановка "Берега утопии" без учета опыта "Травести" просто не имеет смысла - иначе в этих условных, мифологических персонажах с известными русскими фамилиями так и будут искать реальных прототипов, и находить, и возмущаться "осквернением" и "посягательством на святыни".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments