Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Сказки на всякий случай" Евгения Клюева в РАМТе, реж. Владимир Богатырев

Философские сказки - любимый жанр графоманов, особенно начинающих: усилий и способностей особых не требуется, а простор для самовыражения - беспредельный, и ответственности никакой, потому что сказка же, не роман-эпопея и не поэма. В Малом театре на "Счастливых днях" я встретил вездесущую Клару Борисовну Новикову, а она была с дочерью Машей, спецом по детскому театру, и когда я заикнулся о только что виденных в РАМТе "Сказках на всякий случай", она посмотрела на меня как солдат на вошь: "Клюев - этот третьеразрядный андерсен?"

Клюев, положим, и в самом деле не Андерсен, хотя сравнивать его, если уж сравнивать, правильнее с каким-нибудь Джанни Родари (хотя и родари из Клюева тоже третьеразрядный). У него Кузнечик, Лягушонок и Аистенок клянутся друг другу в вечной дружбе ("По законам живой природы"), мальки в аквариуме из поколения в поколение передают сказание о безбрежном, никогда не виденном океане ("Аквариум"), Пирожок ни с чем посрамляет кичливую кулебяку с рыбой, ватрушку с творогом и пирожок с вареньем ("Пирожок-ни-с-чем"), Ночной горшок с грустным васильком на боку, а вовсе не японская ваза и не эмалированная кастрюля, оказывается главным героем новой сказки ("Ночной-горшок-с-грустным-васильком-на-боку"), нарисованная красавица, посмеявшись над любовью нарисованного матросика, остается ни с чем ("Коробочка с красками") - ну и так далее - лопнувший мячик, плетеное кресло-качалка, меняющие форму облака, ужасно скрипучая дверь, в которой можно при желании расслышать музыку, сбывающаяся рано или поздно мечта... Однако в спектакле вторичность и сопливая сентиментальность клюевских текстов не напрягает и вообще не чувствуется, так естественно разыгрывают эти немудреные побасенки молодые актеры Молодежного театра: от Татьяны Матюховой, присутствующей тут практически в качестве звезды (хотя своими кузнечиками, божьими коровками и особенно "ночным горшком с грустным васильком на боку" она никак не выпадает из ансамбля) до Сергея Печенкина, которого я раньше если и видел, но внимания не обращал, а в "Сказках..." он просто отлично работает, настоящее приобретение для РАМТа. Излишне пафосный и сентиментальный текст, наверное, резал бы слух ("мой несентиментальный 9-летний сын слышать не может Клюева" - говорила все та же дочка Клары Борисовны), если бы спектакль не был стилизован режиссером под детскую игру - что-то вроде "дочки-матери", на фоне пестрого лоскутного одеяла, нарочито наивную, по-взрослому иронизирующую над этой детской наивностью, но не опускающуюся до уродливого дураковаляния. Во всяком случае, для зрителей в возрасте 6-9 лет это зрелище, по-моему, идеальное: в нем нет претензий на новые формы, но есть занятные уроки жизни, суть которых можно сформулировать "серьезно": "анализ процесса самоидентификации индивида в социальном пространстве", а можно проще: как жить, оставаясь самим собой и не мешая при этом другим.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments