Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Королева красоты" М.МакДонаха в Театре им. Е.Вахтангова, реж. М. Бычков

Поскольку на премьере спектакль пришлось прекратить на середине из-за пожара в театре:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/699193.html?nc=6

досмотреть его до конца удалось только сегодня. Хотя заранее было известно, что 40-летняя экс-пациентка сумасшедшего дома (Юлия Рутберг) забьет насмерть кочергой свою склочную мамашу (Алла Казанская) за то, что испортила ей личную жизнь. Все на месте: задник восстановили, куры живы (может, правда, это уже другие, а те и в самом деле зажарились - не знаю), и главный недостаток, который в огне пожара не так бросался в глаза, сейчас очевиден: Рутберг и Казанская играют будто в разных спектаклях. Рутберг - в современной, хотя и традиционной, даже немного скучноватой драме, но сухой, динамичной, "идейной" (попранный английским империализмом ирландский патриотизм); Казанская - в старомодной мелодраме о трудной стариковской жизни - как и учили актрис ее поколения, она ищет оправдания своей героине, в связи с чем конфликт пьесы сглаживается, а без него примитивный, в общем-то, текст МакДонаха становится совсем уж неинтересным. Любопытнее было бы, если б режиссер попытался вытянуть мотив тождественности матери и дочери, который отдельными промельками возникает по ходу действия, и предельно, даже нарочито отчетливо звучит в финале, когда дочь после похорон матери осознает, что все ее надежды на переезд с любимым мужчиной в Америку были просто плодом больной фантазии, а "жених" уже помолвлен с другой, садится в мамашино инвалидное кресло и одевается в ее тряпье - но Быков то ли осознанно избегает психоаналитических контекстов, то ли просто не прочитывает их, то ли они вопреки режиссерскому замыслу неразличимы в нагроможденных им же спецэффектах: пиротехнических трюках, мини-водопаду за стеклом (символизирует постоянный дождь), пытке горящим маслом (дочь плещет его на стол, за которым сидит мать, докапываясь до правды, как и зачем старушенция перехватывала ее письма), а под занавес даже что-то типа цветомузыки пополам с караоке. И между прочим, когда горящая сковорода падает на пол и покрытие тоже начинает полыхать, снова возникает вопрос: не пожар ли опять, часом? Но, как и на премьере, когда был настоящий пожар, снова спокойно сидишь и ждешь, что все идет, как задумано. И вроде бы действительно - Рутберг затаптывает огонь и действие продолжается (на этот раз).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments