Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Превращение" реж. В.Фокин, 2002

Отличный материал для попыток анализа различий между природой театра и кино и меры условности в том и в другом. В фильме герой Евгения Миронова в целом существует по тем же правилам, что Фокин когда-то придумал для спектакля с Константином Райкиным. И камерном пространстве Малой сцены "Сатирикона" антропоморфное насекомое по имени Грегор Замза в исполнении Райкина казалось универсальной метафорой человеческого бытия. Елозящий в кадре по полу и потолку на пузе с загнутыми вверх в коленных суставах ногами Евгений Миронов кажется просто уродством, а его герой - в лучшем случае психически больным, решившим, что он - насекомое. Но почему-то и вся его семья считает также, что выглядит совершенно нелогично и неубедительно (а ведь у Кафки весь ужас как раз в том, что описанное представляется читателю не просто убедительным, но и вполне естественным, нормальным). Вроде бы одно и то же в театре и в кино - а результат противоположный, и не потому что Миронов хуже, чем Райкин, на пузе ползает. Мера условности другая. В театре, к примеру, не возникает вопросов, почему у насекомого так странно ноги загнуты. В фильме от него никуда не денешься. Набоков в своей лекции о Кафке вообще по мелким деталям, разбросанным по тексту новеллы, определял, к какому биологическому виду принадлежит Грегор Замза в своей "насекомой" ипостаси, но даже если не вдаваться в энтомологические тонкости, возникает вопрос: что ж это за насекомое такое странное? А это самый неправильный и неуместный вопрос из всех, которые могли бы возникать по поводу "Превращения". Но когда видишь Миронова, ползущего, свесив ножки, по потолку (а видно, что ползет по полу, просто изображение перевернуто), от этого вопроса невозможно избавиться, и другие в голову уже не приходят.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments