Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Отстреливая собак" реж. Майкл Кейтон-Джонс ("Новое британское кино" в "35 мм")

Что можно ожидать от европейского фильма про геноцид в африканской стране, кроме как того, что прекраснодушные левые интеллигенты будут всю дорогу пугать друг дружку зрелищем распотрошенных детских трупиков? "Отстреливая собак" преподнес мне слишком много сюрпризов.

Вот уж чего бы я никогда не подумал - что сегодня возможны фильмы на материале актуальных политических событий, выходящие на уровень обобщения не просто абстракто-религиозный, но подлинно христианский, если не сказать больше - клерикальный (а в этом смысле "Отстреливая собак" - произведение даже более однозначное, чем романы Грэма Грина, на традицию которых авторы невольно или осознанно опирались - отчетливо звучат мотивы "Силы и славы", "Сути дела", "Почетного консула", "Комедиантов").

В 1994 году в африканской Руанде национальное большинство хуту истребило 800 000 человек из национального меньшинства тутси (хотя на взгляд европейца разницы между ними нет никакой, и кстати, в фильме об этом впроброс тоже сказано, долгое время до того меньшиство тутси, в фильме показанное "хорошим", притесняло за милую душу большинство хуту, все без исключения представители которого в фильме изображены безжалостными зверями, разве что не людоедами) - и все это происходило под бдительным оком ООН, "миротворцы" которого не только не помешали геноциду, но, когда дело запахло жареным, собрали по-быстрому манатки и отвалили, отдав бедных тутси на корм кровожадных хуту в полном соответствии с мандатом Совета Безопасности.

Главное, что роднит "Отстреливая собак" с произведениями Грэма Грина (а через него - и с Редъярдом Киплингом) - это концентрация внимания не на изображении зверств и не на политической борьбе африканских кланов, а на нравственных сомнениях европейцев, оказавшихся на чужой земле, в чужой среде, в буквальном смысле "в чужом монастыре - но со своим уставом". Основной конфликт тут - не между хуту и тутси, а между тремя европейцами: католическим священником отцом Кристофером, главой бельгийцев, несущих свою "миротворческую" миссию под флагом ООН, и молодым школьным преподавателем из Великобритании, как раз из числа прекраснодушных интеллигентных европейских либералов. Юноша поначалу сильнее других переживает за тех, кто остался по другую сторону забора технической школы, в которой под защитой ооновцев и католической миссии укрылись больше двух тысяч гонимых тутси. Но когда контингент эвакуируют, он бросает и влюбленную в него девушку-тутси, и своих учеников, и всех остальных беженцев, и вместе с доблестными журналистами ВВС отбывает на военном грузовике восвояси. Католическая миссия действует куда как эффективнее и в мирное время, и с началом геноцида. Отец Кристофер единственный из белых остается, и не просто чтобы умереть со своими прихожанами, но чтобы попытаться чтобы хоть кого-нибудь спасти, ценой собственной жизни. Отец Кристофер нарушает для этого многие заповеди - врет патрульным хуту, когда надо привезти из магазина лекарства для новорожденного тутси, велит пустить на растопку Библии, когда заканчивается горючее. Он готов поступиться и заповедью "не убий", чтобы остановить тотальное зверство - но ООНовцы не готовы. Бельгийский генерал, очень гордящийся своими дедом с бабкой, которые в 40-е годы прятали евреев от фашистов, отказывается стрелять в хуту до тех пор, пока они первыми не откроют огонь по европейцам, но заставляет своих солдат отстрелять собак, которые терзают трупы убитых тутси - потому что "антисанитария". "Разве собаки стреляли в вас первыми?" - спрашивает его отец Кристофер. Единственное, чем отец Кристофер не готов поступиться - это мессой и причастием, даже в ожидании штурма миссии, поскольку и для него, и для тех африканцев, которые благодря ему приняли Христа, это, в отличие от заседаний Совета Безопасности ООН, не просто ритуал.

"Почему вы нас тогда бросили?" - спросит спасенная девушка бежавшего из Руанды своего молодого учителя, обнаружив его пять лет спустя в Англии, где он руководит хором в католической школе, где начинал свой священнический путь погибший отец Кристофер. Учитель что-то бормочет про испуг, но это не ответ. Да и вопрос "Почему вы нас бросили?" адресован не молодому учителю, а всей христианской цивилизации.

По меркам современного кино много удивительного в этом фильме, очень много. Удивительно, например, как ооновский политический бордель, при всей ее очевидной даже либерально настроенным европейским деятелям бесполезности, остается тем не менее высшим международным авторитетом. И уж совершенно необъяснимо, что снявший такой сильный и такой честный фильм "Отстреливая собак" Кейтон-Джонс - это не какой-то там другой Кейтон-Джонс, а тот самый, который вслед за этим фильмом произвел на свет Божий "чудо" под названием "Основной инстинкт-2", про который даже гадости и то писать противно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments