Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Юбилейный концерт ГАСО, дирижер Марк Горенштейн

Праздничная увертюра Шостаковича, известная по многочисленным телевизионным заставкам, Концертная сюита Сарасате на темы "Кармен" Бизе и Рондо-каприччиозо Сен-Санса (солисты Максим Федотов и Алена Баева), Вариации на темы рококо Чайковского (солисты Александр Рудин и Александр Князев), Рапсодия на темы Паганини Рахманинова (солисты Николай Петров и Денис Мацуев), под финал первого отделения - премьерное исполнение "Фанфар" Андрея Эшпая, кульминация которых построена на теме "хэппи бесдей ту ю", оркестрованной в стиле, который, будь я музыкальным критиком из глянцевого журнала, определил как "шостакович лайт" - прекрасный образец того, как академические жанры работают по тем же законам, что и попсовые. Причем не классика подстраивается под "масскульт", а попса заимствует классический опыт, который оперная и симфоническая музыка накапливала веками, со времен больших приколистов Вивальди, Гайдна и Россини.

Марк Горенштейн, может, и не самый выдающийся дирижер современности, а просто хороший дирижер, но концерт, абсолютно классический по программе, он выстроил как "антиформалистический раек", по всем канонам эстрадного шоу, сборного попсового концерта: звезды, хиты, дуэты и ремиксы.

Девятая симфония Шостаковича, исполненная в финале почти трехчасовой программы (из которой получилось что-то вроде "прощальной симфонией", потому что народ тянулся к выходу гуськом начиная уже с первой части) - необходимая дань юбилею Шостаковича - в общую картину не совсем вписалась, хотя выбор именно Девятой все равно показателен, у Шостаковича она одна из самых попсовых и часто исполняемых (уж на что я редко в последние годы хожу на симфонические концерты, но ее только за последние полгода слышу второй раз, в мае ее исполнял со своим оркестром Гергиев на закрытии Пасхального фестиваля). Остальное - в лучшем виде. Мотивчики вроде известные - Бизе, Паганини - а произведения все-таки если не экслюзивные, то нечасто исполняемые (вариации Сарасате и Рахманинова). С импровизированными дуэтами сложнее. То, что Вариации на темы рококо Чайковского с оркестром играют сразу два виолончелиста, "передавая" друг другу сольную партию как "эстафетную палочку" - это просто занятно и не напрягает, а Вариации Рахманинова и сюита на темы "Кармен" Сарасате с двумя пианистами в первом случае и скрипачами во втором, учитывая музыкальные коннотации лежащих в основе тем, выглядят и звучат несколько шизофренично (два исполнителя как бы ведут диалог в рамках одной сольной партии, которая по идее должна развиваться в конфликте с оркестром), но все равно - остроумно, оригинально и не в ущерб музыке как таковой. Ну и кто скажет, что такой юбилейный концерт - это плохо? Про ГАСО и Горенштейна - вряд ли кто скажет. А про выстроенные по той же схеме попсовые "сборные солянки" все только и говорят, что гадость страшная.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments