Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"День гнева" реж. Эдриан Рудомин

В современном кино кризис еврейской темы: не рассказывать о гонениях на евреев и вообще о преследованиях по национально-религиозному признаку нельзя (потому что тогда придется сократить мировое кинопроизводство на треть, а от артхауса отказаться вовсе), а рассказывать уже, во-первых, нечего, и так слишком много рассказано, а во-вторых, ни у кого уже сил нет об этом снимать и смотреть все это, по крайней мере, в традиционном аспекте. Но подходы, идущие в разрез сложившейся традицией, тоже оказываются перекрыты - нельзя же, к примеру, снимать фильмы о том, как добропорядочные немцы под руководством мудрого Гитлера пытались оградить себя от всемирного еврейского заговора, но столкнувшись с ожесточенным сионистским сопротивлением, потерпели трагическое крушение?

"День гнева" - замечательно-идиотический англо-венгерский пример, как кинематограф этот кризис пытается преодолеть. Все как положено: в средневековой Испании действует Инквизиция, убивающая евреев, недобитых и недоизгнанных еще покойным королем Фердинандом. Честный служитель закона, алькальд провинциального городка (его играет Кристофер Ламберт, оказавшийся не только не бессмертным, но и подверженным старости сильнее других своих коллег, и хотя в фильме много эпизодов с пытками и убийствами, ничего страшнее его морщинистого лица в нем нет), пытается оградить законопослушных граждан от религиозного мракобесия, подставляя под удар и свою собственную семью. Как вдруг выясняется страшная правда. Оказывается, скрывающих свое происхождение евреев убивают... евреи, скрывающие свое происхождение. В том числе самые активные деятели Инквизиции - они тоже евреи. А дело было так. Король Фердинанд решил изгнать евреев из Испании, но поскольку сам, согласно концепции фильма, был еврей и соплеменникам сочувствовал (ну правда, так в фильме говорят, я не сам это придумал, кстати, Торквемада, согласно фильму, тоже был евреем, а может и правда, я уж и не знаю даже), составил, короче, особые тайные списки самых родовитых евреев, в которых наделил их вымышленными испанскими фамилиями и родословными. Чтобы проще было спасаться от изгнания (а король-еврей, болея душой за других евреев, их все-таки изгнал из страны), они все вместе поселились в том самом городке, где происходит действие фильма. И сразу принялись заниматься шантажом и вымогательством, угрожая друг дружке разоблачением (ну а чем еще евреи могут заниматься, правильно?). С ужасом герой Ламберта узнает, что губернатор провинции - тоже еврей, и к тому же его родной дядя по матери, то есть и сам он, алькальд, еврей. И его бывшая невеста (с которой они в финале венчаются по католической традиции) - еврейка, и даже служанка в доме алькальда хранит символический ключ в память о своих иудейских корнях.

Странно только: если в средневековой Испании все поголовно, от короля до великого Инквизитора, были евреями, то по любому получается, что во всех исторических бедах опять евреи виноваты, причем не только собственных, но и всей Европы? Опять что-то с еврейской темой не сошлось. Хотя нет сомнений, что помыслы у авторов этого "шедевра" (он ведь, поди, еще и по бестселлеру какому-нибудь снят?) были самые политкорректные.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments