Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Русские деньги" реж. Игорь Масленников

У меня в детстве была привычка, на посторонний взгляд, наверное, дурная и странная: вслух читать титры фильмов, которые показывали по телевизору. Кстати, как профессиональный преподаватель (пусть и несостоявшийся) я мог бы теперь посоветовать тем, у кого есть дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, просить их читать титры с телевизора вслух: а таком возрасте это упражнение здорово тренирует и технику речи, и внимание, и память (ведь титры мелькают довольно быстро - надо успеть их воспринять, выговорить, причем с правильным произношением и ударениями, а если одна запись уже сменилась другой - воспроизвести предыдущую по памяти). Среди всех остальных фильмов, которые шли в эфире во времена моего детства, было много масленниковских, их часто повторяли, и состояли они, как правило, из нескольких серий. Так что костяк творческой группы Игоря Масленникова я до сих пор помню наизусть, вплоть до звукооператоров и ассистентов по монтажу. Судя по титрам "Русских денег", она за последние четверть века мало изменилась по персональному составу. Авторство музыки тоже с первого аккорда не вызывает никаких сомнений - Дашкевич. И вообще фильм стилизован под ретро и его нарочитая театральность - явно осознанный режиссерский ход, что подверждает и финал, когда немую сцену с застывшими у стола Мурзавецкой и Чугуновым укрывает старомодный занавес красного бархата (нарисованный, впрочем, на компьютере). В этой старомодности, безусловно, есть своя прелесть, на которую, вероятно, рассчитывал Масленников, но есть и натужность, и претензия, и даже какая-то, не то что раздражающая, но вызывающая неуют фальшь.

Тем не менее. Алла Демидова в роли Меропы Давыдовны - прекрасна. В "На ночь глядя" Демидова говорила, что старалась играть Мурзавецкую не совсем такой, какой ее привыкли видеть со времен Пашенной. Ну, Пашенную я, допустим, не застал, но помню спектакль Малого театра "Волки и овцы" с Еленой Гоголевой (в записи, конечно), и в целом надо сказать, Мурзавецкая Демидовой вполне узнаваема. Ну, может, чуть мягче "классического" прообраза, чуть беззащитнее, чуть наивнее - но именно "чуть", без радикального переосмысления. Да, еще у нее косичка а ля Юлия Тимошенко - но это, скорее всего, случайное совпадение. Но то, что Демидова будет хороша, вполне ожидаемо. Для меня главным открытием фильма стала Лидия Вележева. Я очень хорошо отношусь к Лидии Леонидовне лично, но такой удачной кинороли у нее, по-моему, до сих пор не было - в Глафиру Островского она попала на все сто (а ведь это, если вдуматься, самая трудная роль в пьесе - ее героиня единственная, чей характер раскрывается зрителю не сразу, а до поры до времени успешно - в отличие от Мурзавецкой - маскируется под черным одеянием провинциальной святоши, и дальше - когда она пытается обмануть Купавину, как виртуозно обхаживает Лыняева - ей надо играть притворство, но играть так, чтобы у зрителя не возникало сомнений, что жертвы ее героини эту игру принимают за чистую монету - Вележева все это делает просто блестяще). Беркутов у Алексея Гуськова получился обычным, но в фильме много других "мужских побед", прежде всего - Апполон Оскара Кучеры и Лыняев Юрия Гальцева. В этой старомодной комедии почему-то именно пришельцы из другой художественной среды (при этом - талантливые и профессиональные актеры) чувствуют себя особенно органично. Кто играет Анфусу Тихоновну, я до самого конца так и не понял, хотя в начале внимательно просмотрел весь список занятых актеров. Только на заключительных титрах, еще раз его перечитывая, до меня дошло, что это Нина Ургант. Не помню, чтобы она когда-нибудь в кино играла комических старух, вот таких, настоящих, воплощающих амплуа до мелких деталей - на грани пародии. Очень приятно было видеть Леонида Мозгового в роли Вукола Наумовича - он очень хороший актер и достоин не только извращенческих экзерсисов Сокурова, но и человекоподобных персонажей тоже. Одна только Зоя Буряк "пересластила" свою Купавину.

Масленников в предпремьерной речи (которую он произносил в полупустом зале "Пушкинского" - не припомню, когда в последний раз кинопремьера вызывала столь малый интерес и у публики, и у прессы) предсказуемо вещал о том, что Островский - великий драматург, а жулики и дураки в России сегодня те же, что сто пятьдесят лет назад. Неудивительно, что фильм, сделанный с такой установкой, да еще стилизованный под кино совсем других времен, не воспринимается как связное целое. Но его и ради отдельных эпизодов стоит смотреть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments