Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Громобой" реж. Джеффри Сакс

Вот он - герой нашего времени. Не поменявший раз пять лицо спившийся импотент Джеймс Бонд, не прыщавый Коди Бэнкс и не отмороженные (хотя и обаятельные по-своему) малолетние "дети шпионов". Попадание с актером стопроцентное. Алекс Петтифер - симпатичный мальчик, но не сладенькая посредственность (Хайден Кристинсен, полностью соответствуя своему Энакину Скайуокеру по типажу, был настолько очевидно слаб как актер, что смотреть на его прелестные глазки дольше трех четвертей минуты подряд было тошно), однако и не забавный уродец, как это принято в пародийных боевиках про супергероев. Петтифер - актер того же плана и уровня, что Джейми Белл, и, учитывая, что Белл уже взросленький (в "Кинг Конге" Джексона он играет уже не подростка, а молодого, но самостоятельного парня-моряка), как раз может претендовать на его место, если повезет со сценариями и режиссерами дальше так же, как повезло с "Громобоем". Ну так ведь "Громобой" - это и не пародия на жанр, это игра в жанр, "упражнение в стиле" (как раз то, что я так люблю). В противостоянии опереточных спецслужбистов опереточным злодеям 15-летний Алекс Райдер ведет себя абсолютно серьезно - и этот контраст между серьезностью Алекса и нарочитой фарсовостью ситуаций, в которых он оказывается, и создает иронический контекст фильма в целом.

Но дело не столько в актере, конечно, сколько в придумавшем все это (и сценарий, и роман, послуживший для него основой) Энтони Горовице. Никаких нововведений, все как в аптеке - строго по рецепту. Принцип "одинокий герой-одинокий монстр" соблюдается в точности. Алекс Райдер - сирота, дядя-супершпион - МакГрегор - и при жизни (если он действительно погиб, а не затаился до поры до времени) не уделял мальчику внимания, хотя и обучил боевым искусствам и прочим способам выживания в экстремальной ситуации - ну так, на всякий случай. Его воспитательница и доверенное лицо - домработница Джек, тоже не чужда некоторым приемам самообороны. Отношения с подружкой Сабиной - скорее дружеские, чем романтические (о семье речи нет - Алекс еще школьник, вот и Джек говорит с горечью: "В этой стране все симпатичные парни - либо геи, либо женаты. Кроме тебя - но ты еще слишком юн" - не уточняя, правда, для чего именно из перечисленного он слишком юн). При этом, в отличие от вполне психологически полноценного главного героя, его работодатели из МИ-6 выглядят как персонажи комиксов. Злодеи, само собой, тоже. Но тут у Горовица есть нюанс, не свойственный ни комиксам про супершпионам, ни "серьезным" (насколько они могут быть серьезными) боевикам про джеймсбондов всех мастей. В "Громобое" навязчиво присутствует тема, позаимствованная из совсем другого, хотя и очень модного сегодня кино: иммиграция и иммигранты. И компьютерный магнат Сэйл, задумавший в отместку за издевательства британских школьников над ним, чужеземцем, заразить английских детей смертельным вирусом через чудо-компьютер "Громобой", и киллер-славянин Григорович, и даже домработница Джек, просроченной визой которой МИ-6 шантажирует, угрожая ее депортацией, беззащитного одинокого Алекса, склоняя его к сотрудничеству - все они иммигранты. Интересный поворот на фоне успехов в продвинутых кругах фильмов Лоуча и Ханеке. У Горовица, кстати, прав на эту тему больше - как можно предположить по фамилии, он свою родословную тоже не от Ричарда Львиное Сердце ведет.

Я уж не говорю о том, насколько это классно снято. Исполнителю главной роли неплохо бы, пока он не перешел в другую возрастную категорию, сыграть хотя бы столько же, сколько успел в свой подростковый период Джейми Белл. А пока я сменил закладку в 5-м томе сочинений Набокова американского периода, который читаю в метро: Киру Найтли из "Гордости и предубеждения" - на листовку с портретом Алекса Райдера.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments