Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Пульс" реж. Джим Сонзеро

По-моему, это лучшее из всего, что было создано в подобных жанрах за последние годы. Смерть, приходящая из интернета - уже киноштамп, однако в "Пульсе" очень много такого, чего раньше я не видел никогда (поправьте, если я что-то пропустил).

Начать с того, что до сих пор потустороннему злу эры высоких технологий, приходящему из мира глобальной сети и компьютерных игр, в молодежных ужастиках пытались противостоять чесноком, осиновыми кольями и прочими морально устаревшими средствами, вычитанными в непревзойденном и не утратившем актуальности, но тоже не вполне соответствующем нынешним реалиям "Молоте ведьм". Здесь, у Крэйвена (автор сценария) и Сонзеро впервые герои пытаются найти технологически адекватное решение проблемы - с обескураживающем результатом: решения нет.

Во-вторых, я не помню другого ужастика (напомните мне), где действие не было бы локализовано во времени, пространстве и ограничено количеством персонажей, а перерастало в масштабы, более свойственные жанру фильма-катастрофы, как он понимается в современном кинематографе ("Послезавтра" и т.п.) В "Пульсе" же в "зоне поражения" оказывается все человечество, точнее, все городское население. Причем процесс развивается последовательно, постепенно (хотя и достаточно быстро), от частного случая - к глобальной катастрофе и захвату мертвецами всего окультуренного пространства.

В-третьих, сам образ зла подан нестандартно. С одной стороны, оно неперсонифицировано - в то время как юные герои представляют собой хоть и схематичные, но индивидуализированные типажи, мертвецы сливаются в аморфную массу; если внешне некоторых еще как-то можно распознать и вычленить из серой толпы (например, появляющуюся в комнате повесившегося Джоша женщину с очень характерной, запоминающейся пластикой), то каких-либо других признаков личности они лишены начисто. Однако при этом вся мертвечина в фильме показана без натурализма и без нарочитого уродства - ожившие покойники по-настоящему страшны, но не отвратительны. То и другое резко отличает "Пульс", скажем, от очень мною нелюбимых фильмов Ромеро на, в принципе, похожие сюжеты о "живых мертвецах".

В-четвертых, фильм, как это и подобает лучшим образцам молодежного ужастика, не лишен иронического подтекста. Речь даже не о чудной по-своему сцене в кафе, где пожилой алкоголик вдруг начинает проповедовать о грядущем Апокалипсисе - это эпизод рассчитан на откровенно смеховую реакцию, примерно на середине фильма несколько разряжающую обстановку. Но кроме того, такие "фишки", как, например, необходимость бежать в "мертвую зону", где нет интернета и не ловится сигнал мобильного, чтобы сохранить жизнь - это тонко и остроумно.

Наконец, Крэйвен нашел такую грань между моралистической "луддитской" притчей и тупой страшилкой, которой, казалось бы, вообще быть не может. В "Пульсе" нет нотаций, нет проповеднического пафоса, нет претензий ни на художественные откровения, ни на религиозное Откровение. Вместе с тем у фильма есть предельно внятный посыл, просто он подается как-то буднично. Прямым текстом (буквально и дословно) констатируется факт:

"То, что должно было облегчить нам общение, стало источником невообразимого зла".

(А ведь всего-то навсего: один продвинутый технарь пытался найти новые частоты, чтобы расширить возможности связи, другой, не разобравшись, что к чему, через эти частоты выпустил наружу истомившихся в небытии мертвяков - а дальше пошло-поехало. И что еще примечательно: мертвые не убивают живых, не расчленяют и не пожирают, а те, в свою очередь, не истекают клюквенным соком, как это полагается по законам жанра; они просто забирают волю к жизни, остальное - дело времени, человек просто распадается, гниет заживо и в конце концов рассыпается в прах, если прежде не успеет добровольно прекратить свое физическое полусуществование).

Но самый удивительный эффект "Пульса", на мой взгляд, в том, что заведомо условная, от начала до конца выдуманная и далеко не во всем логичная ситуация показана предельно убедительно. Вот падает захваченный мертвецами горящий самолет. Это что - фильм ужасов или кадр из выпуска новостей?

***

"ДОМ 3", презентация в "Кафемаксе" на Новокузнецкой. Диск с программой + сайт в интернете - и вы (точнее, ваш виртуальный двойник) в городе, где нельзя умереть, где всегда тепло и почти всегда солнечно, нет грязи, а все обитатели - молоды и красивы. С ними можно знакомиться и общаться - сначала в сети, а потом, при желании, и в реале. Я, никогда в жизни не игравший ни в какую компьютерную игру (даже в "тетрис" - честно), тоже попробовал. Виртульный антропоморфный Арлекин погулял по городу, по паркам и магазинам, прокатился на метро - оно устроено по принципу московского: кольцевая линия и три радиальные (точнее, четыре, но последняя запустится, когда проект заработает в полную силу) - хотя деловой и культурный центр города смещен к северу от кольца. Выбор в магазинах, правда, небогатый, зато город зеленый, много парков и река, прямо тут же впадающая в море. Пока город населен электронными роботами и тестирующими проект специалистами - но постепенно он будет обживаться реальными пользователями, начиная с гостей сегодняшней презентации (нам оплачен доступ на два месяца вперед). Если что, мой двойник - высокий мускулистый брюнет с легкой небритостью, в обтягивающих джинсах и парчовом галстуке (других предметов одежды выше пояса на нем нет). Увидите - не проходите мимо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments