Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Миро Гавран "Юдифь"

Гавран - автор книг для детей и юношества, и мораль "Юдифи" - вполне детская. Честная древнееврейская девушка стойко перенесла, когда ее отец отказал ее возлюбленному Юдифи Элиаву в ее руке, а когда Элиава поймали на прелюбодеянии с замужней соседкой, их обоих забили насмерть камнями на площади. Почти так же стойко пережила и замужество за нелюбимым человеком, и более того, когда муж ее Манасия умер, так комплексовала по поводу своей радости, что наложила на себя двухлетний пост. "Ибо сомневаться в Законе - значит сомневаться в существовании Бога нашего Единого, а это так же отвратительно, как позорная смерть".

В то же время Юдифь с детства задумывалась насчет того, насколько справедлив Закон. И еще маленькой девочкой подбила своего шестилетнего брата Вениамина задать отцу вопрос: "...зачем столько скотины погибает на наших жертвенниках? Быть может, Иегова и не требует их жизни" - после чего несчастного древнееврейского ребенка мучительно "очищали" священники в Храме.

Так что когда на Израиль напали ассирийцы во главе с присланным Навуходоносором Олоферном и потребовали отказаться сдаться и отказаться от Бога, а Юдифь как мудрую красавицу (это в русских сказках Василиса Прекрасная и Василиса Премудрая - две разные женщины, а в еврейской традиции, даже в западно-славянском ее переложении, возможно сочетание обоих качество в одной) первосвященник Иоаким отправил во вражеский лагерь, дабы соблазнила она Олоферна, усыпила его бдительность и убила в подходящий момент, героиня относится к заданию не без сомнения. Но дальше - больше. Муж-еврей у Юдифи был грубым животным, а Олоферн оказался утонченным и нежным любовником, мудрым, справедливым и не разделяющим ассииийскихх ценностей Навуходоносора, более того, не пользующимся довеерием царя Ниневии. И не Юдифь обманывает варвара, а провидец Олоферн отдает в жертву любимой женщине свою жизнь, которая без нее ему все равно не нужна. Из Юдифи же первосвященник Иоаким, расправившись после победы над обезглавленным ассирийским войском над внутренними врагами, делает под страхом ее смерти "святую", фактически заточая ее при храме.

Повесть написана в 2001-м, так что особо актуальных ассоциаций вызывать, в принципе, не должна. Да и древнееврейский антураж в ней достаточно условен. Гаврану важнее продемонстрировать примат общечеловеческих ценностей над идеологией отдельных народов и государств. Небесспорная при всей кажущейся детской простоте задача, с которой хорват, впрочем, справился неплохо в том смысле, что показал, как проблема сексуальной неудовлетворенности еврейских женщин может быть интересной и в более широком аспекте, нежели как просто набор анекдотов из жизни московских театральных критикесс.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments