Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Бешеные деньги" А.Островского в Театре им. Гоголя, реж. С.Яшин

Просидев почти час в Малом в кабинете у Юрия Соломина и выслушав все о том, куда катится русский театр, я еле ноги унес - пока Юрий Мефодиевич говорил в целом про необходимость цензуры и моратория на "современные" трактовки классики, еще ничего, но когда мэтр распалился и дело дошло до частностей (Соломин, если я его правильно понял, крайне возмущен тем, что в сегодняшних сериалах после "я тебя люблю" герой снимает рубашку, "это штамп, если у тебя стоит - надо брюки снимать, а не рубашку, я никогда рубашку не снимаю!" - я до сих пор под сильным впечатлением и обдумываю услышанное), мне стало невмоготу и я при первой возможности, ссылаясь на то, что в приемной ждут телевизионщики, слинял в редакцию. Немного отдохнул душой - и отправился в Театр Гоголя, чтобы не расслабляться.

В прошлом году на дверях Театра имени Гоголя висело объявление: "Для постановки спектакля "Бешеные деньги" театру требуются конторские счеты". Наверное, закупали с запасом, потому что судя по тому, как с этими счетами обходятся по ходу действия, их приходится часто менять. Мельтешащая три с лишним часа массовка, за которой почти не разглядеть ни центральный персонажей, ни сюжета, отбивает ритм спектакля костяшками счет. Из того, что во всем этом базаре житейской суеты все-таки удалось разобрать: Васильков Ивана Шибанова - не только мелочный, но и в буквальном смысле мелкий (особенно на фоне крупных Лидочки и Надежды Антоновны Чебоксаровых) человечек, Лидия Юрьевна - циничная картавая шлюшка при своей маменьке с манерами содержательницы притона (туалеты у обеих - соответсвующие), Кучумов - сексуально озабоченный старикашка, откровенно жалкий (я видел в этой роли Менглета в тоже далеко не выдающемся спектакле Театра Сатиры - но тот Кучумов был просто царь по сравнению с этим разряженным бомжиком), к тому же приплясывающий и припевающий "Дубинушку" (это "князенька"-то! а впрочем, тут и Надежда Антоновна с хором выводит "Степь да степь кругом"), Телятьев - вульгарный грубиян, Глумов попросту стар и представить его в роли альфонса совершенно невозможно - с ним самим таким "красавцем" с приплатой никто бы жить не стал. Все без исключения герои неприятны настолько, что даже не смешны. И хуже всех - толпа (ну, не толпа, а так, кучка - пяток убогих) людей со счетами. Кстати, теперь на дверях театра висит объявление: "Для спектакля "Бешеные деньги" требуются кожаные чемоданы больших размеров". Хотя чемоданы в спектакле уже есть, но, наверное, "люди" их так безжалостно таскают туда-сюда, что они со временем приходят в негодность и нужны запасные.

А ведь это, в общем, "традиционная" постановка. Психологизма столько, что аж жуть - такие паузы, такие поиски мотивировок, актеры так глубоко размышляют в процессе игры, что их персонаж в данный момент чувствует, что почти уже непонятно, что же он при этом делает. И костюмы - не современные (хотя и не совсем классические, Надежда Антоновна, например, расхаживает в платье типа кимоно с орнаментом в виде павлиньих перьев). Ну и толку от этих "традиций"? Все-таки, как говорил герой моей любимой пьесы, дело не в новых и старых формах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments