Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Сергей Юрский в "На ночь глядя"

- А вам сколько нужно для счастья?
- Я думаю, Шура назвал правильную сумму: шесть тысяч пятьсот. Вопрос, в какой валюте и на какой срок.

Смотря почти все выпуски программы Бермана и Жандарева, замечаю такую вещь: если никогда лично не общался с героем программы или если он мне просто неинтересен - то вроде бы ничего, передача как передача. Вот вчера Удовиченко интервьюировали - посмотрел без эмоций, хотя с Удовиченко сам когда-то делал два материала (большое интервью и "Звезду у экрана"). С Юрским тоже делал материалы на те же самые рубрики, но знаю его все-таки чуть лучше, на полке лежат подаренные им книжки с лестными для меня надписями, а главное - я люблю его очень, и просто обидно наблюдать, как имея возможность общаться с таким интересным человеком, ведущие впустую тратят эфирное время, любуются собой, а в разговоре с героем следуют самым легким путем и пользуются штампами. Большое интервью с Юрским я делал больше трех лет назад, к премьере сериала "Пятый ангел", к сожалению, в тот момент у меня случилась очередная компьютерная катастрофа и черновой исходник текста безвозвратно пропал, но даже перечитывая сейчас правленый и сокращенный вариант, подготовленный к печати, я из него о Юрском узнаю больше, чем из программы Бермана и Жандарева. К тому же много буквальных повторов в ответах - но это объясняется просто, повторами в вопросах. Как и в случае с Галкиным - Берман с Жандаревым просто пользуются готовым набором тем. Как им самим не скучно? В конце концов, самолюбование ведь и не очень самокритичным людям должно надоедать, по-моему.



Большие деньги – это зло, поэтому они всем интересны

Сергей Юрский - актер, профессионально занимающийся литературным творчеством, петербуржец, четверть века живущий в Москве, исполнитель роли самого известного в России мошенника, сам не раз становившейся жертвой жуликов. Сергей Юрьевич не боится браться за новое дело, если оно кажется ему интересным, и критически относясь к жанру телесериала, недавно дебютировал в 16-серийном фильме Владимира Фокина "Пятый ангел".

Талантливый мошенник стоит не меньше Жванецкого

- Вам олигархи как класс интересны?
- Фильма "Олигарх" не видел, но читал книгу Юлия Дубова, по которой он снят. Да и без него у нас, на телевидении в том числе, про олигархов говорят немало. Тема интересная - именно эти люди определяют состояние нашей жизни. К сожалению.
- Олигархи выступают в роли артистов - Березовский на суде ходит в маске.
- В роли артистов сейчас выступают почти все, артистов потеснили. Мир стал театром. Шекспир, оказывается, не констатировал факты, а предсказывал будущее. Все хотят популярности, лезут на экран, любят гримироваться. Актеры, приходя на телевидение, говорят: не надо грима. А не-актеры наоборот: мажьте гуще.
- Герой сериала Григорий Моисеевич Плоткин на современных олигархов похож?
- Я играл в сериях, связанных с юностью Гриши Плоткина. По-моему, на Березовского он не похож. Я не читал каждую строчку сценария - это несколько томов, которые, кроме режиссера, наверное, вообще никто не читал. Но, насколько я могу судить, сходство с Березовским только в том, что он талантливый человек в области точных наук. Но ни режиссер Фокин, ни актер Князев этого сходства, по-моему, не искали.
Большие деньги - это зло, но всем интересно, как делаются большие деньги.
- Остап Бендер в наше время был бы олигархом?
- Он не олигарх. У него не было радости от того, что он заработал миллион. Олигарх, получив миллион, мгновенно начинает делать из него два. А этот, добившись всего, сразу сказал: "Скучно, девушки..."
- В наше время такие люди есть?
- Конечно, нет. Бендер играл на корысти, а сейчас делают упор на чувства. На корыстных чувствах трудно заработать большие деньги: корыстный человек сам не дурак, его не обманешь. На доверчивом человеке заработать гораздо проще...
- Вам случалось становиться жертвой современных мошенников?
- Я шел с кладбища, в руках у меня был очень красивый портфель. Открываю машину, и вдруг вокруг меня затанцевали мужчины с характерным акцентом: "Покажите, где могила Сахарова?". Я сразу понял: мошенники. Держал в поле зрения бумажник с паспортом и деньгами. Но портфель они выхватили и лихо сбежали. Дальше история развивалась совсем печально.
В портфеле были документы на машину и два журнала. Представляю, как они разочаровались. Я приехал в милицию. Через пять минут в милицию позвонили эти самые грабители. Они уже успели по номеру, обнаруженному в портфеле, пообщаться с моей жене, она дала им номер участка. Они предложили встретиться и за вознаграждения вернуть портфель, но свидание не состоялось.
А несколько дней назад я столкнулся с настоящим артистом. Меня обогнал молодой человек на мерседесе. Выскочил и стал кричать на меня. Он показал царапины на моей машине и на своей тоже. Когда я сказал, что у меня все застраховано, он сразу скис. Я понял, что это мошенничество - трюк известный. Но он гениально меня стукнул - на скорости. Во-вторых, он говорил очень уважительно: отец, ты дай сколько есть. Я засомневался: я тридцать лет за рулем, может, стал хуже ездить... Дал ему три тысячи рублей, и он смылся. За такой спектакль заплатить не жалко. Это дешевле, чем билет на концерт Жванецкого. А тут такой высококлассный артист.

Сеанс одновременной игры с гроссмейстером еще впереди

- В образе Остапа Бендера больше плюсов или минусов?
- Один только плюс. Он занимается не шантажом, а следствием. Он не честного человека ловит на проступке и что-то требует, а отнимает у законченных уголовников - Полыхаева, Корейко. Он вместо бессильного государства, которое надули, стал следователем, судьей и палачом. В наше время таких людей не хватает. Я вижу триаду мифических героев: дурковатый романтик Дон Кихот, энергичный обаятельный циник Дон Жуан и Остап Бендер, соединяющий в себе энергию и привлекательность второго и романтизм первого.
- В "Пятом ангеле" ваш герой, как и Бендер, играет в шахматы, и игра тоже заканчивается потасовкой. А сами вы в шахматы играете?
- Очень плохо играю, но игру очень люблю. Я Гарри Каспарова знал мальчиком - мы загорали вместе с моей женой и маленькой дочкой на одном пляже, и его дядя, с которым мы сражались тогда в шахматы, показывал на него и говорил: ты вот с кем сыграй, чемпион мира будет! А сейчас мы живет по соседству, но случая сыграть не представляется. Проигрывать иногда обидно, но всегда приятно восхищаться находчивостью партнера.
- В телеспектале "Бездна" по Рэю Брэдбери вы сыграли безумца, который хранит память об утраченном в результате ядерной катастрофы мире, о старых комедиях, о забытых актерах. Вы не ощущаете себя сейчас таким безумцем?
- Это очень верное наблюдение. Иногда ощущаю. Можно хранить мусор в голове только потому, что он древний. Я спасаюсь тем, что не проповедую ушедшие ощущения, чувства и знания. Я иронизирую. Повесть "Голос Пушкина", которая выйдет в моей новой книге, имеет подзаголовок "Апология шестидесятых", я смеюсь над нами, шестидесятниками, хотя в них и была милота, которой нет сейчас. У меня и квартира набита использованными билетами, театральными программками, книгами. Думаешь: пусть полежит, не рвать же, не на свалку увозить.

С внуком говорю по-французски.

- У вас в семье три актера, и работаете вы обычно тоже вместе. У вас не возникает конфликтов?
- Не возникает. Конфликт с окружающим миром настолько серьезен, что по сравнению с этим мелкие различия между нами ничего не значат. Мы люди одного юмора - одной крови. Если смешно - все трое понимаем, что это смешно, без разъяснений.
- Вы отговаривали Дашу от артистической карьеры?
- Наташа отговаривала, а я нет. Даша умнее меня, и я это ощутил, когда ей было лет 10. Она в этом возрасте начала писать пьесы и играть их с подругами. Это были детские пьесы, но я отнесся к этому серьезно. И очень жалею, что она позаимствовала мой испуг, который длился много лет: я только актер и никто больше.
- Бытовые обязанности, в отличие от профессиональных, в вашей семье разделяются?
- Даша в своем доме быт держит, потому что у нее маленький ребенок, она кормящая мать, хотя дается это ценой огромного перенапряжения - она очень много играет в театре, сыграла графиню Шереметьеву в кино, сейчас снялась в одном сериале, который пока не вышел. А мы с Наташей, говоря откровенно, быт просто запустили. Единственное, что у нас ухожено, это кот Соусс, 1 апреля ему исполнилось 10 лет.
- Какой вы, на собственный взгляд, дедушка?
- Бабушка Наташа - хорошая, постоянная бабушка, она с внуком каждый день. А я дедушка приходящий. Но я всматриваюсь в Георгия и понимаю: это маленький, но умный человек. В свои 10 месяцев он уже определенно говорит, хотя на своем, а не на нашем языке. А я с ним стараюсь говорить по-французски - ему пока все равно, но для его образования полезно знать, что бывают другие слова, чем те, которые он обычно слышит.
- Что подарите внуку на первый день рождения?
- Хочу пригласить его в ресторан. Сам я человек не ресторанный, но мне рассказали, что есть заведения, где все предусмотрено для таких малышей. А если дарить игрушку, то простую - никакой электроники.
- Вы переехали в столицу из Петербурга. Прожив четверть века в Москве, вы ощущаете себя больше петербуржцем или москвичом?
- Для меня эта разница очень конкретна, она в актерской школе. Я принадлежу к петербургской школе, более строгой, не допускающей панибратства со зрителем, подмигиваний. А московская позволяет большую открытость, простоту, может быть, большую искренность. В ней есть свои достоинства, но я принадлежу все-таки петербургской школе.
- Кого из ваших персонажей вы видите символом нашего времени?
- Может быть, Фома Опискин Достоевского. Сперва я даже позволял себе в этой роли пародировать Жириновского, потом, правда, бросил. Фома - родной мне человек, и с каждым годом все больше. Я смеюсь над ним, но Фома - это все мы, в том числе и я. Он бескорыстен, не хочет ни денег, ни положения, ему нужно одно - чтобы его слушали, он символ нашего театрального времени.

БЛИЦ
идеальный зритель
тот, каким я его вижу пятьдесят лет, - он дышит в одном ритме со мной.
идеальный актер
Аль Пачино. Из наших актеров таким для меня был Николай Гриценко.
идеальный герой
Тот, который способен улыбнуться после разочарования или удара. Это не просто терпение, а стойкость думающего человека.

ДОСЬЕ
Юрский Сергей Юрьевич
родился 16 марта 1935 года в Ленинграде
родители: отец Юрий Юрский, режиссер эстрады и цирка,, мать, Евгения Юрская-Романова – пианистка, музыкальный педагог
образование: в 1952-1955 годах учился на юридическом факультете Ленинградского университета, в 1959 году окончил Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского
театральная карьера: с 1957 – актер БДТ им. М. Горького в Ленинграде, с 1978 – актер и режиссер театра им. Моссовета в Москве, играет в спектаклях МХАТ им.А. Чехова и "Школы современной пьесы", чтец 15-ти программ классических и современных авторов, создатель "АРТели АРТистов Сергея Юрского" (1992)
кинокарьера: дебют в кино - "Повесть о молодоженах" (1959), самые известные фильмы - "Человек ниоткуда" (1961), "Республика ШКИД" (1966), "Золотой теленок" (1968), "Не бойся, я с тобой" (1981), "Любовь и голуби" (1984). Повесть "Чернов", написанная им в середине 70-х годов, стала литературной основой режиссерского дебюта в кино (1990)
литературная карьера: автор нескольких сборников стихов, прозы и автобиографический произведений ("Содержимое ящика", "Игра в жизнь" и другие), переводчик с французского пьес Эжена Ионеско "Лысая певица" и "Стулья" (последняя поставлена им в 1994 году). повесть "Чернов", написанная им в середине 70-х годов, стала литературной основой режиссерского дебюта в кино
семья: жена Наталья Тенякова, актриса, дочь дарья Юрская, актриса МХАТ им. А. Чехова, внук Георгий, 10 месяцев
домашние животные: кот Соусс, 10 лет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments