У героини "Принцессы специй" с детства наблюдались необычные способности, в том числе касательно предсказания будущего. В родной Индии ее пытались похититить бандиты, чтобы сделать наводчицей - при этом погибли ее родители, а сама она прибилась к странной полушколе-полусекте, где мудрая старушка учила девушек тонкостям обращения со специями. Древняя мудрость и магические знания, помимо сверхчеловеческой силы, накладывают на учениц некоторые обязательства: нельзя касаться человеческой кожи, нельзя использовать силу специй в личных целях... И вот она живет в Сан-Франциско, владеет магазином пряностей и старается с их помощью, как своего рода индийский вариант Амели с Монмартра, наладить жизнь окружающих: способствовать успеху чернокожего парня у любимой девушки, помочь престарелому индусу-консерватору вернуть в лоно семьи загулявшую с мексиканцем внучку (к чести авторов фильма, межнациональные конфликты они подают не по "черно-белому принципу", а в том же ключе, который стал основополагающим для оскароносного "Столкновения", когда всем без исключения народам, а вовсе не только белым европеоидам, не чужда ксенофобия), индусу-подростку - найти друзей и избавиться от обидчкиков-сверстников. Но личного счастья нет у бедняжки. В какой-то прекрасный день у дверей ее магазина неудачно тормозит... ну не принц на белом коне, а небритый парень-архитектор на мотоцикле - но тоже ничего. Однако ревнивые специи тут же пускают жизнь девушки под откос - мальчик-индус становится бандитом, чернокожего бросает невеста, а на ее друга-таксиста совершается нападение. Девушка мучительно мечется между долгом "принцессы специй" и чувством здоровой женщины, долг уже почти побеждает, как вдруг в Сан-Франциско происходит очередное землятресение и все встает на свои места: мальчик расстается с бандитской средой и идет в обучение к чернокожему каратисту, который находит себе новую невесту, дедушка-индус смиряется с тем, что внучка выходит замуж за латиноса, а "принцесса специй" и ее небритый архитектор вроде как соединяются в счастливом союзе. Тем более, что белый архитектор на самом деле - потомок индейцев, его мать в свое время ради карьеры предала свой род и покинула семью, в связи с чем герой с ней не общался до самой ее смерти - а благодаря милой индийской девушке осознал свою неправоту и запоздало раскаялся.
Режиссер с самого начала предупреждает, что это сказка. Но как же точно рассчитан баланс между социальной драмой и экзотической сказкой! В принципе, практически ничего фантастического в фильме не происходит, не так уж четко даже понятно, действительно ли специи героини обладают магическим воздействием на жизнь покупателей ее коричной лавки, или это ее восточная фантазия чересчур богата. Можно ограничиться в понимании происходящего тем, что специи - это традиции рода, которые в зависимости от того, как к ним относится, могут препятствовать свободе личности, а могут стать самой прочной для нее основой. Мне-то, конечно, интереснее видеть в этом красивую романтическую сказку на этнографическом материале. Потому что социальным драмам с хэппи-эндом я не доверяю.