Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Возвращение" реж. П.Альмадовар

Деревенскую девочку-подростка изнасиловал отец, она забеременела и родила дочь. Уже живя с матерью в столице, ее дочь, чтобы спастись от насилия со стороны мужа матери, убивает его. Мама прячет труп в холодильник, чтобы как-нибудь позже при случае закопать. А бабушка девочки, в свою очередь, устраивает поджог, чтобы убить своего мужа и его любовницу. Если поставить рядом "Отсчет утопленников" Гринуэя - можно представить два фильма как часть мегапроекта, в котором крупнейшие кинорежиссеры каждый на свой лад развивают единый архисюжет. Но у Альмадовара нет задачи втиснуть свой рассказ в безупречно стройную и самодостаточную схему - у него сама история самодостаточна, и герои, которые ее проживают. Точнее героини - мужчин в фильме практически нет. Испанские версии одновременно и "трех сестер", и "восьми любящих женщин", и непонятно, что это за жанр. Но точно не комедия - хотя много юмора, иронии, но все самое главное - всерьез, это - отличительное качество Альмадовара (Блие вот, при очевидном внешнем сходстве его фильмов и картин Альмадовара, почему-то панически боится этой серьезности - потому и зашутился вконец). А "Возвращение", несмотря на то, что мистическая подоплека сюжета оказывается "в результате проведенного расследования" несостоятельной, кино серьезное до религиозности. Да и все другие фильмы Альмадовара тоже, включая "Дурное воспитание", где при всей внешней "антиклерикальности" которого больше Веры, чем в социально-богословских кинотрактатах Кшишфтофа Занусси и его последышей.

Пенелопа Крус с каждой своей новой ролью нравится мне все больше и больше. Постаревшая Кармен Маура в седом парике поразительно похожа на Фаину Раневскую в спектакле "Дальше-тишина". Но в дублированном варианте смотреть Альмадовара вообще и "Возвращение" в особенности даже несмотря на такие актерские лица невыносимо.

У меня много фильмов Альмадовара на кассетах, записанных с телевизора (в том числе ранний "Лабиринт страстей", где нынешний супермачо голливуда Антонио Бандерас играет, и весьма откровенно, арабского подростка-гомосексуалиста), а одна кассета - покупная, лицензионная. Много лет назад мне дала ее на время моя близкая подруга, с которой мы вместе росли с самого раннего детства. Мы еще не были школьниками, когда ее отец-летчик получил квартиру в Риге и они уехали туда, но приезжали каждый год на летние каникулы. За десять с лишним лет они даже двадцати слов по латышски выучить не удосужились, и после возвращения Латвии независимости гражданства, естественно, не получили, поэтому вернулись в Россию. Последние несколько лет она прожила с средней руки бизнесменом, разведенным, которого обвинили в убийстве бывшей жены, но не без помощи моей подруги освободили за взятку. Когда жена брата этого парня погибла в автокатастрофе, кто-то говорил, что, видимо, это семейное проклятье: женщины всех мужчин рода гибнут молодыми. Ни она, ни остальные слишком всерьез к этому не относились. В день, когда я впервые должен был поехать в Латвию (на самую первую "Новую волну") и перед поездом, уже с вещами, сидел в кино (в "35 мм" на фильме "Авалон"), мне позвонили на мобильник и сообщили, что она утонула. Поехали купаться, ныряли с горки она прыгнула - и ее тело нашли в совсем другом месте только через двое суток. Кассета Альмадовара так и осталась у меня.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments