Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Червь" реж. Алексей Мурадов (ММКФ, конкурс)

Почему-то именно про этот фильм, как бы оправдываясь даже извиняясь, отборщики говорили: да, это картина спорная... Это фестиваль спорный, раз такого рода фильмы в нем - исключение, а не правило. Конкурс так уж точно более чем "спорный", столько туфты со всего мира насобирали (понятно, что к фильму Блие это не относится, Руиса и Сабо я не видел). А "Червь" Мурадова - это тот редчайший случай, когда не содержание упихивается в прокрустово ложе заданного "формата", и не художественная форма выбирается из ряда отработанных под нужную историю, а то и другое как будто само естественным образом взаимоопределяется.
Сюжет не эпатирует оригинальностью: госбезопасность, организованная преступность, коррупция, мелкий бандитизм... Главный герой Сергей - вроде как человек не простой, а полковник спецслужб. Как можно предположить из происходящего, он запускает через интернет некую разоблащающую информацию ("червь", как поясняют начальные титры - это вирус, позволяющий использовать информацию несанкционированно), после чего бросается в бега. Следователь идет за ним по пятам, но Сергею удается ускользать: общаясь со встреченными людьми, он на время перенимает особенности их речи и поведения, и при следующей встречи разыгрывает из себя того, кого повстречал раньше. Одновременно с этим некая банда "разводит" прохожих, когда один из аферистов разыгрывает человека, нашедшего бумажник, отдает якобы случайно оказавшемуся рядом человеку половину, уходит, а затем является толпа "обворованных" и требует назад всю сумму. Как и с другими персонажами, с этой бандой повстречается и Сергей, и разыскивающий его следователь. Отца героя тем временем убивают. При этом все внешние "признаки" арт-хауса в "Черве" налицо на всех уровнях: сюжета, операторской работы, монтажа. Но приемы эти здесь присутствуют не потому, что так надо и так сейчас все уважающие себя режиссеры делают, просто иначе с таким материалом обращаться просто невозможно. Но и фишками из репертуара кинематографа коммерческо-развлекательного не пренебрегают: например, в целях маскировки Сергей в какой-то момент переодевается женщиной.

Больше всего я боялся, что рано или поздно дело закончится душеспасительной содержательной беседой, где все раъяснится и обернется какой-нибудь очередной глупостью. К счастью, опасения оказались напрасными и в дурацкий криминальный боевик, сюжет которого режиссеры до умопомрачения запутали только потому, что это круто (как обычно бывает с российскими "блокбастерами) "Червь" не превращается. Остается портретом человека в пейзаже времени, адекватным и узнаваемым (и портрет, и пейзаж). Кое-что, конечно, при этом все-таки теряется - я, например, не рискнул бы пересказывать содержание "Червя" по пунктам. Но при этом и вопросов к режиссеру почему-то не остается. Зато возникают вопросы к себе. А фильм по первому, эмоциональному ощущению кажется очень простым, вроде бы мы с режиссером друг друга поняли (как бы самонадеянно с моей стороны это не звучало). Ну вот как если взять многогранник из стекла и смотреть через него по сторонам: сам предмет вроде мудреный, и не поймешь, сколько у него граней, сколько углов... а видно все насквозь, только изображение многогранное и углов зрения несколько.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments