Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Захудалый род" Н.Лескова в Студии Сергея Женовача

"Род приходит, род уходит. Земля вовеки пребывает" - финал истории, которая рассказывается три с половиной часа, простой и ясный, как точка на последней странице книги. И сам спектакль - как книга, следишь за сюжетом, попутно обращая внимание на язык, и не замечаешь специфически театральных приемов. Впрочем, их и нет почти. Так, по мелочи. Задник, оформленный как портретная галерея с пустыми рамами, в которых появляются действующие лица. Или трубач как лейтмотив действия (по сюжету Протазанова-деда во время "французской кампании" в смертном бою сопровождал только верный трубач - но обоих давно нет в живых, а труба все трубит... что трубит? "конец миру"? как у Горького в "Егоре Булычове", где тоже речь шла о распаде семьи и конце рода?) Или незначительные, но знаковые детали в костюмах: роскошная на фоне одежд других героев шуба Графа, обманувшего подаренных в приданое княжне Насте мужиков, или массивная шляпка у ханжи графини Хотетовой, которая деньгами одаривает монастыри, а крепостные ее с голоду мрут. Даже присутствие умерших персонажей среди еще живых - не символично, как у Серебренникова в "Головлевых", а вполне естественно, ведь рассказчица вспоминает тех, кто умер, и в ее временном плане и дед, и бабка, и другие герои в равной степени мертвы и живы - в ее памяти. Однако следишь не за этим.

И "Мarienbad" по Шолом-Алейхему
(http://users.livejournal.com/_arlekin_/584069.html?nc=3),
и "Мальчики" по Достоевскому (http://users.livejournal.com/_arlekin_/569614.html?nc=4)
при полном почтении к материалу были спектаклями, построенными на театральной игре. "Захудалый род" построен на чтении текста по ролям. При том, что это чтение внимательное, вдумчивое, с точными акцентами, с - но там где надо и в меру - шаржированием персонажей, гиперболизацией эмоций, гротеском ситуаций. Но сами по себе эти приемы здесь неинтересны. Интересны герои. Прежде всего, конечно, Варвара Никаноровна, бабушка рассказчицы, женщина сильная, но не умеющая преодолеть своей внутренней свободой несвободу внешнюю - совсем как другая "бабушка", Татьяна Марковна из "Обрыва" Гончарова. Естественно, хочется узнать, что будет дальше с ней и ее семьей - эффект мыльной оперы (пусть качественной, пусть содержательной - но все-таки мыльной оперы). Вот дочь, воспитывавшаяся в Петербурге, выросла, и решила из-под материнской опеки выскочить замуж, не самым честным образом, а жених, поначалу рассчитывавший на матушку, с большим удовольствием согласился и на дочку. Как воспитывать сыновей - тоже непонятно, есть хороший учитель, Червев, но он такой высокой правде учит (что нет другой власти, кроме божьей воли и любви к ближнему), с которой потом жить нельзя будет, да и высылают учителя подальше с глаз под надзон полиции. Особой глубины мысли в литературном оригинале нет, идеологически "Захудалый род" Лескова очень близок "Братьям Карамазовым" Достоевского, но спектакль "Мальчики" рядом с новой постановкой Женовача никак не поставишь. Наверное, такой театр очень нужен - в котором ничто не отвлекает от развития действия, ничто не режет глаз, а душу отчасти все-таки смущает, разговор-то серьезный, о важных вещах. Как этап это даже свежо - на фоне архаичной, изжившей себя традиции, с одной стороны, и демонстративно-провокативной, но чаще всего неубедительной "новой драмы" (в широком ее понимании), с другой. Однако следующая постановка в том же "формате" уже будет казаться конвейерной продукцией. Но расстраиваться по этому поводу рано - "Захудалый род" только что вышел, а дальше, может, все совсем по-другому будет? Жалко, если нет - все очень быстро приедается, а молодость проходит.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments