Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Антигона" Софокла в Театре на Таганке, реж. Юрий Любимов

Первым спектаклем Любимова, который я увидел в Театре на Таганке, была тоже античная трагедия - "Медея" Еврипида. Тоже с хорами и в условно-современных костюмах. Но, может, по недостатку опыта просто (все же было это больше десяти лет назад) тот спектакль показался мне интересным. Этот, хоть он и идет чуть больше часа, я еле высидел. Не новость, что Любимов давно уже повторяет одни и те же приемы из спектакля в спектакль:

"До и после"
http://users.livejournal.com/_arlekin_/341908.html?mode=reply

"Идите и остановите прогресс (Обэриуты)"
http://users.livejournal.com/_arlekin_/81102.html?mode=reply

"Суф(ф)ле"
http://users.livejournal.com/_arlekin_/340728.html?nc=14

Но при всем при том никогда раньше его спектакли не навевали сон. Они могли не потрясать, не переворачивать сознание (как это происходило на Таганке в лучшее ее времена), но все-таки были и остаются динамичными, яркими, по-своему захватывающими (особенно это касается "Евгения Онегина"). Только не "Антигона". Три вращающиеся стеклянные панели, частично прозрачные, частично с зеркальным эффектом, музыка для хоров Владимира Мартынова, костюмы Рустама Хамдамова (декольтированные сарафаны, в том числе и на мужчинах, головные уборы из жестяных банок, накрученных как бигуди...- отнюдь не дизайнерское откровение, в Древней Греции такое уже давно не носят!). И что меня особенно неприятно удивило - далекий от совершенства уровень актерского исполнения, никогда такого раньше не было (может, потому, что "Антигоной" заменили отмененную "Шарашку"? ну так ведь не за полчаса же заменили, за несколько недель...)

За час с копейками надо успеть две вещи. Во-первых, рассказать про то, как политическая демагогия тирана (царь Креонт - Тимур Бадалбейли) трещит под натиском правозащитного самопожертвования, когда Антигона (Алла Трибунская) идет на нарушение исходящих от власти распоряжений (бросить труп убитого предателя государства и врага народа на поругание), чтобы исполнить законы общечеловеческие и божественные (похоронить тело любимого брата). Во-вторых, не забыть в борьбе с тиранией о любовной линии сюжета - к чести Любимова, в этом спектакле публицистический пафос чем ближе к финалу, тем дальше отходит на задний план, а в центре внимания оказывается линия Антигоны и Гемона, ее жениха и сына царя Креонта, и в текстах хоров можно различить мотивы из ветхозаветной "Песни песней". Но то и другое соединяются не самым органичным образом. Для лав-стори пафоса многовато, а для трагедии в полном смысле слова зрелище слишком "искусственное".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments