Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Преступление и наказание" по Ф.Достоевскому в МХТ, реж. Е.Невежина

Стены, исписанные и изрисованные мелом, мосты - мрачный, неуютный условный Петербург. В похожем пространстве разыгрывали свою криминальную драму герои спектакля Пази "Каренин. Анна. Вронский" - но они сами писали свою судьбу мелом, а за героев "Преступления и наказания уже все написано и нарисовано: от "мой грех" до человечка в треуголке.

Несмотря на то, что в одном из эпизодов Порфирий Петрович напяливает на себя старушачий чепец и берется за вязание, постановка Невежиной четырехлетней давности и последняя премьера Павла Сафонова "Сны Родиона Романовича"
(http://users.livejournal.com/_arlekin_/585853.html?mode=reply)
- замечательный образец того, как на основе одного великого литературного произведения даже не у самых выдающихся режиссеров могут родиться два абсолютно непохожих спектакля.

У Невежиной даже переодевание Порфирия Петровича (Андрей Ильин) в чепец - не травести-фантасмагория, как у Сафонова (там в Алену Ивановну, а заодно и в сестру ее Лизавету, превращается Виктор Сухоруков), а часть следственного эксперимента. Вообще у Невежиной спектакль представляет собой драму подчеркнуто земную, без какой-либо бесовщины, вся метафизика - исключительно в плоскости психологии и философии, мистике здесь места нет: действие начинается сразу после совершения преступления и заканчивается публичным признанием Раскольникова в содеянном (трудно даже назвать это раскаянием в религиозном смысле). У Сафонова точка отсчета - Раскольников на каторге, остальные события спектакля подаются как сны-воспоминания, отсюда и эклектика (вплоть до образа "девочки на шаре" - Невежина дальше цитат из Пушкина и Гоголя, которыми сыплет Разумихин, не идет), и гиперболизация, и гротеск, и выбор персонажей соответвующий. У Невежиной список действующих лиц довольно неожиданный: вокруг Раскольникова вращаются не хрестоматийные образы, а те, про кого часто вообще забывают: мать, сестра, Разумихин, даже Порфирий Петрович в этой компании - не совсем чужой, он Разумихину дальним родственником приходится. Получается хоть и детективная история, но в рамках семейной драмы, с тихими (по большей части) и долгими разговорами, и тут интересна не столько суть философии Раскольникова, сколько то, как он к ней пришел и каким образом пытается от нее освободиться. Актерские работы очень неравноценные - откровенно неудачная Соня (Елена Панова) при великолепном Раскольникове (Евгений Цыганов) и очень любопытном Разумихине (Максим Виторган). Цыганов играет без малейшего пафоса, иногда даже чересчур приземляя и приближая к нашему времени своего героя - как будто в ток-шоу участвует, а не в инсценировке классики, но поскольку сегодня любое обращение к Достоевскому оборачивается "охотой на ведьм", такой рациональный и, прости Господи, "материалистичный" подход к "Преступлению и наказанию" кажется весьма оригинальным. Хотя спектакль все равно непомерно длинный и местами до ужаса нудный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments