Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Геннадий Хазанов в "Городе миллионеров" Э. де Филиппо в "Ленкоме", реж. Р.Самгин, М.Захаров

Очень сложно говорить по этому поводу складно и связно. Версия "Города миллионеров" с Хазановым для меня - уже третья. Я смотрел в свое время и первоначальную, с Арменом Джигарханяном, и, позже, с введенным на роль Сориано Николаем Караченцовым:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/163108.html?nc=2

То, что Хазанов весь спектакль играет на штампах (прищуривает по-"попугайски" один глаз, поднимая бровь над другим, и изо всех сил морщит лицо, в чем нет вовсе никакой необходимости) - это не так страшно, в конце концов, актер, не накопивший к 60 годам штампов - никакой не актер. Но боже мой, как же можно выходить на сцену с ощущением, что все остальные здесь присутствующие мешают твоему личному успеху, как можно так истерить на пустом месте, как можно в финале кричать "Это мои дети!" с таким фальшивым пафосом, что становится гадко не столько даже от того, что перед тобой неталантливый артист (ну этого про Хазанова никак не скажешь), сколько от того, что какой-то совершенно бессовестный, повернутый на собственной "звездности" субъект держит тебя за идиота в полной уверенности, что эту режущую глаз и ухо фальшивку ты примешь за чистую монету.

Честно говоря, думая сейчас о спектакле с Караченцовым, я припоминаю, что не с первых минут появления на сцене дона Доменико в исполнении Николая Петровича я его готов был принять, удивляла (и первое время даже отчасти отталкивала) его нервозность, некоторая истеричность (особенно в сравнении с подчеркнуто сдержанным, даже в кульминационных эпизодах, Джигарханяном). Но стоило всмотреться, включиться в происходящее - и избыточная эмоциональность, экспансивность персонажа получала простое, внятное и очень понятное по-человечески оправдание: что бы ни говорил Доменико-Караченцов Филумене-Чуриковой, какими бы бранными словами он ее не крыл и какими бы карами небесными не грозил, было очевидно, что этот мужчина любит эту женщину, что они неизбежно соединятся, потому что иначе быть не может. Персонаж Хазанова не то что никого в этом спектакле не любит (ни Филумену, ни Диану, ни детей), он никого кроме собственной персоны в упор не видит, ни с кем из партнеров на эмоциональном уровне не контачит и вообще непонятно, как он кого-то еще рядом с собой терпит. Все пребывание Хазанова на сцене сводится к самолюбованию. Джигарханян в той же роли также не был вовсе лишен этого недостатка - но там хотя бы для самолюбования был какой-никакой повод и недостаток в какой-то момент оборачивался, пожалуй, что и достижением актера. Работа Хазанова в "Городе миллионеров" - это не провал (в конце концов, профессиональный артист с большим опытом не может сыграть просто бездарно, так, чтобы всех стошнило и все убежали из зала), но в каком-то смысле это намного хуже, чем провал. Это демонстрация не актерской, но человеческой ущербности исполнителя - зрелище, на мой взгляд, попросту непристойное.

Впрочем, это еще не катастрофа для спектакля в целом, хотя бы уже потому, что если на фоне сильных партнеров - Джигарханяна и в особенности Караченцова - безусловно гениальная Инна Чурикова в этой не самой выигрышной своей роли отчасти отходила на второй план, то в паре с Хазановым она - главное и едва ли не единственное яркое пятно в спектакле. Хотя очень мил и трогателен Альфредо-Сергей Фролов (Степанченко был в этой роли заметнее и даже саму роль делал как будто крупнее, чем она у Фролова выходит, зато Фролов по-своему глубже, хотя персонаж, казалось бы, второстепенной и особой глубины не предполагает), симпатична Большова-Диана (Миронова тоже была неплоха, но Большова, по-моему, органичнее). Хуже всего и по-настоящему огорчительно то, что, как я мог понять из негромких разговоров, перспективы возвращения на сцену Николая Петровича хотя бы даже в отдаленном будущем практически нулевые.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments