Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Египетские ночи" реж. П.Фоменко

Второй раз смотрел телеверсию спектакля - с еще более противоречивыми, чем в первый раз, ощущениями. Фоменко так смело и так органично выстраивает композицию из разнородного материала - не только из Пушкина и Брюсова, но и из многих других составляющих, и не только текстовых (от античной эпики до статей из мифологического словаря), но и музыкальных (Паганини, Россини), скульптурных, живописных. Смотришь, любуешься - и... ничего. Все так точно и так блистательно просчитано, так безупречно исполнено, что любые претензии к спектаклю просто неприличны, кроме самой банальной, типа "не нравится". Но я бы не сказал, что мне это не нравится - мне нравится. Но при всем этом театр Фоменко - это больше наука, чем искусство. Наука фундаментальная, не таблица умножения какая-нибудь, а высшая математика (ну или квантовая механика какая-нибудь), предлагающая такие открытия, который только великий ум может сделать. (Так же как и искусство, в свою очередь, далеко не всегда бывает высокого полета - тут тоже возможны варианты вплоть до откровенной халтуры). Но все равно - математика, хотя формулы сложнейшие и сами по себе - как песня, как живопись. Это тоже завораживает - но оставляет ощущение, что если не только Пушкина можно с Брюсовым соединить и со словарями размешать, но и Паганини с Россини добавить (понятно, почему итальянцы - ведь поэт-импровизатор в "Египетских ночах" - итальянец), то тогда вообще все что угодно с чем угодно можно мешать с тем же успехом, главное, чтобы режиссер был уровня Фоменко, а не Еремина, который то же самое делает, только с менее очевидным, мягко говоря, успехом. Как светская "Клеопатра" из его "Египетских ночей" ходит на котурнах из связанных в стопки книжек (причем неизвестно, чьих именно сочинений - все равно).

"Египетские ночи", правда, как раз не самый характерный пример произведения "театра-мастерской" - в этом "поговрим о странностях любви" при всей нарочитой декоративности и демонстративности зрелища действительно есть приглашение к разговору о странностях любви. В большинстве других спектаклей Фоменко его нет, по крайней мере, я его не вижу.

Но я могу понять тех, на кого эта высшая театральная математика производит сильное впечатление поначалу - когда я почти десять лет назад впервые увидел спектакль Фоменко (это был "Великолепный рогоносец" Кроммелинка на малой сцене "Сатирикона" с Райкиным и Вдовиной, давно уже снятый с репертуара), тоже был потрясен. Поворотным моментом отношения к Фоменко стало его (тоже уже не существующее) "Чудо святого Антония" в Театре имени Вахтангова. В спектакле, где в самом названии пьесы заложено "чудо", не говоря уже о театральных легендах, связанной с этой пьесой в этом театре, совсем никакого чуда не было. Был тогда еще совсем молодой и красивый Завьялов, была яркая Максакова, была поэтичная и при этом довольно смешная пьеса Метерлинка - а в остальном чистой воды формализм. И дальше, вплоть до "Трех сестер" (http://users.livejournal.com/_arlekin_/562289.html?mode=reply), за которых Фоменко в этом году получил сразу две главные "Золотые маски" (получил, впрочем, справедливо, потому что ничего лучше в "серьезном" театре и в самом деле нет, а "Шестеро любимых" ведь на "Золотую маску" не выдвинешь, "не формат" - только это повод скорее для огорчения за театр, чем для радости за Фоменко), мне его спектакли кажутся демонстрацией собственной режиссерской виртуозности и безграничных возможностей его актеров - хотя как раз то и другое давно в доказательствах не нуждается, использовать бы их еще ну хоть с какой-нибудь внятной целью.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments