Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Прокофьев, Барток, Шостакович, Гергиев (Пасхальный фестиваль)

Ну вот - позавчера Гергиев дирижировал "полетом валькирий", сегодня - "танцем рыцарей". Про оркестровое вступление к 3-му акту "Валькирии" Вагнера я писал, что это самая затраханная музыка из классики - но "Ромео и Джульетте" Прокофьева, пожалуй, досталось еще больше (во всяком случае, в отличие от главной темы номера "Монтекки и Капулетти", Вагнер не звучит ни в публицистических агитках Станислава Говорухина, ни в песнях Бори Моисеева). Но и Гергиев туда же - задал такой темп, что только держись. В концертной сюите это еще можно принять как дирижерскую трактовку, а в балетном спектакле туго пришлось бы веронским рыцарям - шутка ли, перебирать ногами им надо было бы быстрее, чем Джульетте-девочке! (Играли не сюиту целиком, а самые "хитовые номера", помимо упомянутых двух - сцену прощания, смерть Тибальда и т.п.). У меня на днях на подходе к консерватории случился занятный диалог на эту тему:
- 3-й акт "Валькирии" ведь часа полтора длится, точнее, где-то час двадцать?
- Ну, с гергиевскими темпами скорее действительно час двадцать...
А дело не только в Гергиеве - он еще не такой экстремал, как, скажем, Башмет. Это, видимо, общая тенденция. Хотя Гергиев практикует избирательный подход: Шостаковича он не "загоняет" никогда. Вот и сегодня 10-я симфония (лучшая, на мой взгляд, из пятнадцати) прозвучала просто ровно так, как должно - ни убавить, ни прибавить. А в прошлом году Гергиев на Пасхальном фестивале дирижировал 7-й, так казалось, что под его управлением симфония, и сама по себе (если не считать, конечно, хрестоматийной первой части) довольно тягомотная, вообще никогда не закончится. Качество исполнения 2-го фортепианного концерта Бартока мне сравнивать не с чем - я его раньше никогда не слышал. Но, по-моему, Ефим Бронфман просто продемонстрировал, что он великолепный пианист. Причем не только в требующем сверхчеловеческой техники авангардном (хотя не таком уж, в сущности, авангардном - просто очень сложном технически, а по гармониям для Бартока, его школы и вообще европейского симфонизма 20 века вполне "демократичном") концерте, но и в двух "бисах", как на подбор - барочном и романтическом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments