Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Гроза" реж. Н.Чусова (телеверсия)

Вверху - голубятня, в которой заперты красивые белые птицы. Внизу - Дуняшка, единая в трех лицах, жалкий Дикой (Ветров), Кулигин (Олешко) - ничтожный полуюродивый, Кудряш (Жамойда) - мелкий шаромыжник, про Тихона с Борисом и говорить нечего. И вот на этом фоне - потрясающий дуэт двух женщин, Катерина-Хаматова и Кабаниха-Яковлева. За этим дуэтом еще одна женщина - режиссер Нина Чусова. Умудрившаяся разглядеть там, где до нее все видели только историю забитой "домостроем" народной праведницы, а то и, как Яновская, наоборот, проститутки-невестки, опекаемой заботливой свекровью (причем сладенькая, добренькая Марфа Игнатьевна Эры Зиганшиной из спектакля Генриетты Яновской лично у меня вызывала еще большее отвращение, чем хрестоматийная людоедка Кабаниха), настоящую женскую трагедию нереализованных желаний. Чусова в экзальтированном христианстве Катерины увидела языческую чувственность "Снегурочки", фрагмент из которой включила в свой спектакль как игровой вставной номер - но и как своего рода смысловой камертон. Катерина, как и Снегурочка, позволяет себе любить, заведомо зная, что любовь обречет ее на смерть. И умирает Катерина не от раскаяния в грехе и не от стыда, а чтобы не превратиться со временем в Кабаниху. А Кабаниха завидует Катерине, что та умерла, а она вот живет и будет жить никем не понятная, не оцененная, не любимая. "Долго ли мне мучиться?" - задается риторическим вопросом героиня Хаматовой. Героиня Яковлевой поворачивается к ней в полоборота, и глядя не на нее, а внутрь себя, говорит как бы про себя же: "Долго..." - знает, что говорит. И тогда Катерина совершает свое "восхождение" по веревочной лестнице, уводящей вверх. Не с Дуняшками же ей оставаться.

Я видел этот спектакль на сцене ровно два года назад, день в день:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/47832.html?nc=2

Сегодня - второй раз, в телеверсии на "Культуре" в рамках "сезона "Современника". "Гроза" Чусовой, да еще ее же "Мамапапасынсобака" и "Играем... Шиллера" Туминаса - это те немногие постановки в репетуаре "Современника", которые оправдывают сегодняшнее существование этого театра. Потому как, сколь бы пафосно не праздновалось его 50-летие, в нынешнем современниковском репертуаре две трети спектаклей, если не больше, просто непристойно слабы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments