Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Упавший с неба" С.Прокофьева, "Геликон-опера", реж. Д.Бертман ("Золотая маска")

На сцене - подбитый и развалившийся самолет (в натуральную величину), на заднике - городской пейзаж в огне войны, на авансцене - больничная койка. Позабытый-позаброшенный инвалид ВОв, у которого всего-то и развлечений, что играть в шашки с соседом по палате, вспоминает прошлое: как гулял с девушкой по полям, как попал на войну летчиком, был сбит фашистами, как ему ампутировали ноги, но он все-таки смог вернуться на фронт и продолжить воевать, да и от танцев не отказался, и девушка довоенная тоже от него не отказалась.

Прокофьевская "Повесть о настоящем человеке" у Бертмана перемонтирована, а ее фрагменты не только переставлены местами, но еще и переложены номерами из кантаты "Александр Невский". Кантата - музыка и великая, и очень узнаваемая, про "Повесть о настоящем человеке" этого не скажешь, хотя сама по себе музыкально она все равно интересна - Прокофьев есть Прокофьев (помимо прочего, там есть замечательный вальс, который танцует на протезах безногий летчик, не хуже вальсов из "Золушки" или "Войны и мира" - вообще вальсы Прокофьева можно было бы собрать в отдельную симфоническую сюиту), но вот текст, который поют персонажи, это, конечно, что-то. Ария Зайца "Я не ел морковь" из пародийной мульт-оперы Максима Дунаевского "Пиф-паф, ой-ой-ой" - образец opera seria в сравнении с "Повестью...", где звучит, например, такой вокальный диалог в госпитале между полуживым сбитым летчиком и полумертвым комиссаром на соседней койке: "Ведь ты советский человек!" - "Я советский человек!" - "Ведь ты советский человек!" - "Я советский человек!"... Это при том, что параллельно с этим хор летчиков в кожанках, шлемах и очках, размахивая красными флагами, голосит "Вставайте, люди русские!" из "Александра Невского". Но все-таки гибрид патриотической кантаты с патриотической оперой оказывается и музыкально, и драматургически вполне "органическим соединением". Другое дело, что финал, чисто бертмановский, получается нарочито публицистическим: смирившийся с равнодушием медперсонала и забвением потомков ветеран рыдает на плече у немецкого-журналиста, который приходит к нему брать интервью о его военных подвигах. Понятно, что это полностью укладывается в концепцию, вынесенную в название спектакля. Помимо буквального (герой ведь действительно падает с неба) и аллегорического (герой - "падший ангел" советской героической мифологии, заканчивающий свою жизнь в бесславии; близкие к тому мотивы заложены и в прокофьевском оригинале, так, например, умирающий комиссар называет медсестру "советским ангелом" и сожалеет, что "таких ангелов можно встретить только на пороге ТУДА") смыслов тут заложен еще и мотив падения в собственных глазах, "с небес на землю" в представлениях героя о самом себе, поначалу - "настоящем человеке", а под конец, в наши дни - практически "недочеловеке", и чувство собственного достоинства на время ему возвращает бывший враг, немец, что для персонажа, несомненно, унизительно. Нужна ли такая публицистика в оперном спектакле? Вот это вопрос. И потом, когда речь идет об оперной условности - это одно, тут и про "советского человека" можно спеть с чистой совестью, лишь бы не мимо нот. А вот если вкладывать в историю публицистический подтекст - тогда надо отвечать за свою точку зрения. Тут я могу кое-что вспомнить из личного опыта. Когда-то я несколько лет провел в больнице, которая представляла собой детское отделение при госпитале инвалидов войны. Там лежали и "афганцы", про которых я некоторое время назад вспоминал по поводу "Девятой роты", но основной контингент составляли как раз ветераны Великой Отечественной. Может, их и лечили не такими высококлассными лекарствами, как их бывших противников в германских госпиталях, но сказать, что ветераны помирали на казенных койках от голода и тоски - да не было ничего подобного.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments