Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Волшебная флейта" В.А.Моцарта, Театр оперы и балета, Уфа, реж. Уве Шварц ("Золотая маска")

Помимо двух самых распространенных сегодня подходов к постановкам классических опер - тупо-консервативного и еще более тупо-"авангардного" (на самом деле механическое переодевание героев во фраки и джинсы с перенесением места и времени действия куда угодно, лишь бы подальше от предусмотренного автором - никакой не авангард, а еще больший штамп, чем старомодный традиционализм), есть третий вариант - условно-символический, игровой. Именно он зачастую оказывается наиболее интересным, поскольку дает возможность режиссеру на всю катушку проявить свою фантазию (в том случае, если таковая имеется в наличии - если нет, то режиссер просто вынужден подаваться в "авангардисты"), не прибегая при этом к штампам, но и не впадая в маразм. (Все сказанное, в принципе, применимо и к драматическому театру тоже). Башкирская "Волшебная флейта" может считаться примером как раз "условно-символического" решения, с поправкой на то, что в случаях, когда либретто основано на сказочно-фантастическом сюжете, грань между "традиционалистской" и "игровой" трактовками во многом стирается. В постановке много "фишек", позаимствованных из репертуара "ультрамодных" постановщиков. Занавес - глаз с поднимающимся и опускающимся "веком", так что большая часть действия происходит как бы "в зрачке", как будто мы заглядываем в чей-то чудесный сказочный сон; руках Тамино - карта мира с двумя полушариями, появление Царицы ночи обозначается разбрасываним по сцене картонных звезд, в руках у Зорастро - молния из картона, оклеенного фольгой, а в последнем акте за занавесом-глазом обнаруживаются еще и огромные губы, которые, размыкаясь, выпускают к зрителю персонажей. Но при этом нет ни милиционеров, ни лимузинов, ни горностаевых манто, ни мафиозных разборок, ни солярия вместо масонского Храма - всего того, чем "удивил" Грэм Вик в своей прошлогодней постановке "Волшебной флейты" в Большом, которая после четырех премьерных представлений в октябре ни разу больше ни шла (вроде бы будет в мае):

http://users.livejournal.com/_arlekin_/439276.html?nc=22

Однако у Вика все "шикарно-дорого-красиво" (поди и горностаи у Сербиной - настоящие, спонсорские), а из Уфы привезли (а может, просто не все доехало) зрелище, на вид довольно бедное. Замечательно придуманная режиссером открывающая сцена, где Тамино сражается с гигантской змеюкой (от которой его спасают посланницы Царицы Ночи): ноги принца опутывают круги на полу (это тело змея), а змеюкина голова с раззявленной пастью нависает над ним сверху - выглядела бы намного эффектнее, если б "тело" не было бы плоским, а голова - из бумаги или тряпки, натянутой на кривоватом каркасе. "Решетка" в электролампочках, которую на веревке спускают в моменты появления Царицы Ночи, тоже висит криво, занавес потертый какой-то, будто застиранный... Ну и все придирки к музыкальной части "Волшебной флейты" в Большом можно взять назад - уфинский вариант в плане музыки более чем посредственный, если не сказать слабый, солисты и оркестр не слышали друг друга совсем (может, это проблемы выездного спектакля - но что было то было). И главное, что уже никак не оправдаешь гастролями и чужой сценой: "разговорные" эпизоды спектакля идут на русском. Что, казалось бы, должно идти только на пользу действию - однако все наоборот. Доступности понимания сюжета русскоязычные диалоги не прибавляют (все равно все ключевые события в опере связаны с вокальными номерами, а не с разговорными интермедиями), зато в общем контексте эти фрагменты выглядят совершенно нелогично, если не сказать раздражающе (поют-то все равно по-немецки) и превращают спектакль, где и без того отброшен за ненадобностью весь философский подтекст либретто (у Вика, кстати, он, пусть и в вывернутом наизнанку виде, сохранился), даже не в музыкальную сказку, а в оперетку.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments