Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Русский символизм. "Голубая роза" в Третьяковке на Крымском валу

Самые известные авторы честно представлены привозными (в основном из российских провинциальных музеев) и, соответственно, не самыми лучшими работами, посколку лучшие - уже в постоянной экспозиции Третьяковки. Много Борисова-Мусатова как предшественника и "учителя" младосимволистов в живописи (помимо его небольших пейзажей, есть совершенно замечательное большое полотно "Призраки" полупрозрачными девушками на фоне фасада старинного усадебного дома с колоннами в мутно-сине-зеленом колорите), Врубеля (эскиз к "Полету Фауста и Мефистофеля", привезенный из Казани, портреты героев опер Римского-Корсакова в технике майолики и чудесный настенный "Ливийский лев", остальное - хрестоматийные вещи: "Лебедь", незавершенный "Пророк"), из "младших" - Кузнецов, Сапунов, Судейкин, Сарьян. Самое интересное - большие блоки двух очень интересных и малоизвестных художников. Из первой волны символистов - Василий Денисов. Огромное панно "Грех" с переливающимся всеми цветами радуги здоровенным змеем, опутавшим согбенных крошечных Адама и Еву, в райском саду, где расцветают Фантастические зловещие, но по-своему прекрасные цветы. Его же "Июнь" - необычный по колориту, на сказочный сюжет с волшебной (?) птицей. И его же набросок "Памяти Врубеля". Этажом выше, среди "второй волны" - Петр Уткин, это вообще самая замечательная часть экспозиции. "Фантастический пейзаж. Торжество в небе" - от маленького треножника на земной поверхности исходит тонкая ниточка дыма, растворяющаяся в расцвеченном огнями небе; не менее фантастический "Сад" - с обнаженной фигурой на переднем плане и таинственной, цвета вечернего неба клеткой в глубине; "Татарская песнь", "Любители грозы" и еще несколько. Павел Кузнецов - в основном из постоянной экспозиции перенесен: "Рождение" (правда, в двух вариантах, а не только в том, который обычно висит на 5-м этаже), "Голубой фонтан", "Вечер в степи". Великолепные "Голубые гортензии" Сапунова. очень неожиданный "Стилизованный пейзаж" Григорьева - как будто запечатлена осень в раю (причем не христианском, а то ли античном, то ли еще каком более древнем; вообще на эту тему много работ - "Элизиум" Бакста очень интересный, но это среди "первой волны"). Майолика Серова - "Черт, вылезающий из корчаги", скульптурная композиция "Русалка" Николая Андреева, печальная, как в воду опущенная (судя по цвету - в болотную) и вообще много интересной скульптуры. Вроде бы все, что (и кто) должно быть, тут есть. Но ощущение незавершенности все равно остается. Может, это в стиле самого направления, может, недоработка кураторов (а скорее всего дело в том, что выставке просто не хватает мелкой графики, которой в экспозиции нет вовсе, как почти нет работ из частных собраний; ссылка на то, что это реконструкция выставки "Голубой розы" столетней давности, по-моему, не срабатывает - все равно реконструкция неполная, так что можно было бы разбавить то, что добыли, графикой).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments