Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Жесть" реж. Д.Нейманд

Далее следует максимально подробный пересказ содержания, предназначенный в первую очередь для тех, кто еще только собирается посмотреть этот фильм, и несколько коротких вопросов к тем, кто уже его видел.



Уставшую от дутых персон и надуманных тем журналистку "Комсомольской правды" в исполнении Алены Бабенко затребовал к себе в особняк слетевший с катушек бизнесмен (не исключено, что олигарх) в исполнении Гоши Куценко: он угрожает всех перестрелять, а говорить согласен только с ней. Пока говорил, его спецназовцы уложили. Но он успел сказать ей кое-что важное. То ли по этой причине, то ли по какой другой, то ли просто так совпало, но героиня Бабенко решает уйти от своего сожителя-редактора в исполнении Анатолия Белого, а тот напоследок дает ей в присутствии приятеля в исполнении Ивана Урганта задание: покопать насчет засаженного в психушку маньяка-убийцы, педофила, отрезателя голов, упыря-кровопийцы и организатора подобия секты - все это делал учитель истории престижной московской гимназии в исполнении, как станет понятно во второй половине фильма, Михаила Ефремова. Журналистка отправляется в больницу, где беседует с довольно странным главврачом в исполнении Сергея Шакурова, а когда приходит во второй раз, выясняет, что опасный пациент убежал, и вместе со следователем в исполнении Вячеслав Разбегаева они отправляются его искать в заброшенный дачный поселок неподалеку от больницы, сверху напоминающий журналистке "микросхему", а изнутри - окультуренный ландшафт после взрыва нейтронной бомбы (таковы ассоциации самой героини). Поселок заселен одичавшим народом - не то люди, не то монстры. Попадая в него, как в компьютерную игру, журналистка и следователь сначала гоняются на машине за мальчиком-велосипедистом, потом застревают в луже, а потом следователя убивают местные ребята, которые себя называют "талибами". Героиня Бабенко бродит по дикой местности среди развалюх, встречает по дороге разных жутких типов, попадает в передряги, становится свидетельницей убийств и наконец обнаруживает беглого маньяка, с которым наперебой читает стихи. Потом они вместе снова бегут, попадают к держащему в страхе всю округу Терминатору. Терминатор - ветеран горячих точек с изувеченным лицом, закрытым тряпкой: только по фотографиям на стене можно догадаться, что это, вероятно, Алексей Серебряков. У него есть черная лошадь, на которой он ездит, и черная собака, которая его сопровождает. Маньяк убедит журналистку и Терминатора в своей невиновности: оказывается, школьницу он не убивал и не насиловал, убил сын большого бизнесмена-политика, влюбленный наркоман, а учителя подставили. Пока Терминатор выводил из журналистку из "микросхемы", невинный маньяк убил оставленную его стеречь собаку, сбежал, угнал ментовскую машину, захватил в заложники лоха-дэпээсника, но был сначала вызволен из рук спецназовцев подоспевшим Терминатором, а затем, уже захваченный, застрелен девушкой-милиционером. На обратном пути домой журналистке "Комсомольской правды" в магазинной витрине является голографический Гоша Куценко и прогоняет в пелевинском духе телегу: мол, маньяк хороший человек, но одним маньяком больше, одним маньяком меньше - все равно, все равно, главное, что хотела девушка развеяться - и развеялась, жизнь вообще - одна морока, если не сказать морок (голограмма говорит немного другой текст, я своими словами пересказал).

Выбор прессы, сделанный авторами фильма, достоин уважения и по своему символичен: дизайн титров - под "Коммерсантъ", сюжет - под "Комсомольскую правду". Помимо того, что главная героиня - корреспондентка "КП", в кадре появляются еще и журналистское удостоверение с названием газеты, и сторож в больнице, откуда сбежал герой Ефремова, читает "Комсомолку". Эпизодов в редакции, правда, нет, и вообще никаких других привязок нет, так что неясно, было ли это информационное партнерство или невзаимный порыв творческой души. Однако если б героиня Бабенко занималась не криминально-социальной темой, а телевидением, я бы решил, что ее прототипом стала очень мной уважаемая Лариса Хавкина, внешне типаж очень сходный.

Если исходить из того, что по-настоящему серьезное кино должно будоражить воображение и провоцировать вопросы, но "Жесть" - кино наисерьезнейшее, потому что оставляет сплошные вопросы. Зачем нужен персонаж Урганта? (невозможно допустить мысль, что только для того, чтобы запихнуть в фильм еще и Урганта). Почему "талибы"? (ведь наверняка не просто так?) Как убежал из больницы лже-маньяк? (говорит, дверь была открыта, взял и вышел, вот как все просто). Голый Куценко и 30-секундная Литвинова с расцарапанной физиономией дорогого стоят. Куценко вообще показывают и спереди, и сзади, и стоя, и лежа. Тут недавно при обсуждении "В круге первом" были недовольные голой жопой Певцова - но жопа Певцова уже отдыхает. И почему-то у Куценко член маленький... Это при том, что он, судя по всему, заснят стоя в полувозбужденном состоянии (вероятно, героя возбудила ситуация захвата заложников в собственном доме). Наверное, это тоже часть художественного замысла и, возможно, даже метафора.

Нескладуху с претензиями на формальные эксперименты и философские изыски так просто опустить, что становится неудобно, а кроме того, возникает опасение: ведь не может же быть, чтоб довольно длинная картина по сценарию, написанному Константином Мурзенко, с участием дикого количества разнокалиберных звезд - и оказалась просто полной херней? Нет, наверняка в ней заложен глубокий и оригинальный смысл. Но, бля, какой!?

UPD
Вот, кстати, интересный и довольно убедительный вариант ответа:
http://plasmaangel.livejournal.com/76282.html?mode=reply
(хотя сравнивать Нейманда с Линчем - это, по-моему, слишком смело)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments