Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Бесы" Ф.Достоевского, реж. Л.Додин, Санкт-Петербургский МДТ (фестиваль "Золотая маска")

Продолжаю диву даваться, за что Додина носят на руках. Как недоумевал уже на этот счет после главного его "шедевра" "Братья и сестры":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/275223.html?nc=8

и особенно после очень сомнительного "Чевенгура":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/68395.html?nc=13

Нет, я ничего особенно плохого не хочу (да и не могу) сказать про "Бесов". Более чем добропорядочное переложение на театральный язык сюжета романа в формате 9-часового представления на целый день (три части общей продолжительностью 6 с половиной часов чистого действия плюс два больших перерыва). Даже зная заранее, как будут развиваться события, не скучаешь ни минуты: актеры великолепные (замечательный Семак в роли Ставрогина - не чета Ветрову из современниковской инсценировки Вайды; неожиданный Скляр в роли Федьки-Каторжного, интереснейший Верховенский-младший, мелкий такой гаденький бесенок, но не инфернальный, а свойский, посюсторонний, распространенный русский типчик; необыкновенно четко отработанные ансамблевые сцены, особенно эпизод заседания провинциального революционного кружка) , ритм выстроен безупречно, сценографическое решение найдено простое и точное: площадка-эшафот с поднимающейся и опускающейся гильотиной, на которой, как на плахе, кладут головы персонажи, а на заднем плане - подсвеченная красным вертикальная лестница, верхний конец которой теряется за пределами видимого. С точки зрения занимательности все в порядке - тем более, что и сюжет интригующий, любовно-криминальный, и диалоги выписаны - дай боже, и философствования героев о взаимоотношениях Бога с Человеком с каждым столетием все актуальнее и актуальнее. Но с точки зрения того, как сделан спектакль - уже через двадцать минут первой части становится неинтересно. Он мало того что предсказумо традиционен по форме - это само по себе ни плохо ни хорошо (а к числу фанатичных противников традиционного театра я вовсе не принадлежу), он не дает ничего нового в понимании Достоевского. Додин и не пытается самостоятельно, оригинально осмыслить "Бесов", тем более не пытается переосмыслить. Разве что чуть усиливает сатирическую ноту - но это как раз свойственно общепринятому советскому подходу к пониманию Достоевского, с тех пор и литературоведение, и театр продвинулись далеко вперед. Взять хотя бы "Одержимых" Гордона - проект во многих отношениях несовершенный (в отличие от совершенной в своем роде инсценировки Додина) - зато уж куда как более свежий по подходу, да и по театральной форме тоже:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/125100.html?nc=1

У Додина - просто очень достойная инсценировка, как если бы хороший телережиссер сделал удачный сериал по классическому литературному тексту, а потом перенес его на сцену. К тому же в инсценировке Додина много таких эпизодов, без которых легко можно было бы обойтись, не утяжеляя действие лишними для сюжета и необязательными для зрелища подробностями. При этом Додин не обходится здесь без любимых им натуралистических эпизодов (и если поедание Петром Верховенскским курицы перед самоубийством Кириллова - это по-своему и уместно, и остроумно, то эпизод с родами Марии Шатовой, где актриса и в самом деле имитирует на сцене роды - из той же серии, что голые мужики в банных тазиках из "Братьев и сестер", ну а про "Чевенгур" и вспоминать не хочется). А вот сюжетные узлы, после того, как наплел их за шесть с половиной часов немыслимое множество, развязывать необязательно. Уж на что постановка Вайды в "Современнике" была слабая во всех отношениях (от режиссерского замысла до актерской игры - за редким исключением):

http://users.livejournal.com/_arlekin_/39640.html?nc=9

но и там режиссер посчитал необходимым в качестве эпилога наметить дальнейшие судьбы некоторых героев, выведя еще раз на сцену Верховенского-старшего (Игоря Квашу). Додин легко обходится без этого: дело в том, что Николай Всеволодович повесился - и уведите куда-нибудь, пожалуйста, тех, кто не читал роман. Пусть почитают - сами все узнают и сами все поймут. А если руки не дойдут - по крайней мере, считай, с основным сюжетом более-менее ознакомились, хоть школьное сочинение пиши.

Есть такой театрально-критический штамп-сравнение: "как в плохом провинциальном тюзе". Малый Драматический театр Додина - тюз далеко не провинциальный и уж конечно не плохой. Это самый лучший тюз, какой только может быть. Соменеваюсь, правда, что это комплимент Додину как режиссеру.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments