Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Гости из будущего" во МХАТе

Усачев заметил, что они спели практически все песни собственного сочинения - что, мягко говоря, не вполне верно. Мне, по крайней мере, не хватило "Уходи" и "Ты где-то" - как минимум. Но задача концерта, в общем-то, не в том заключалась.

Главное, что состоялось - Ева Польна утвердила себя в том качестве и в той линии, обозначенной еще в програмной песне "Девушка, которая поет" - и названием, и образностью, и интонациями, и проигрышем-цитатой из паулсовского "Маэстро" она отсылала к творчеству Пугачевой. Польна как солистка "Гостей" явно осознанно претендует на то место в современной поп-культуре, которое в позднесоветской эстраде занимала АБ. Это место особое - оно не самое высокое и не самое почетное в плане официального статуса, но и не культово-маргинальное. Оно - уникальное в том смысле, что одна звездная персона может в себя вбирать все характерные черты целого направления, не утрачивая индивидуальности. В этом смысле можно считать наследницей и преемницей Пугачевой именно Польну. Не Орбакайте и не других успешных поп-исполнительниц - хотя есть такие, которые работают очень качественно, но по стандарту. Это вообще беда тех российских поп-исполнителей, которые способны подняться на достойный уровень - они не просто ставят себе "западные" планки, они и к их достижению идут "западными" способами. Польна же со своими косматыми паричками, экстравагантными шляпками, нарядами, не столько скрывающими, сколько подчеркивающими недостатки телосложения, и романтическими песенками от первого лица - явление именно российской поп-культуры (что не мешает этому явлению соответствовать определенным стандартам). Она как бы говорит: "я хотя и странная, и нелепая, и отчасти дурная - но я такая же, как и вы" - чего в попсе после Пугачевой, в общем-то, никто не делал. Поэтому ее "первому лицу" верят охотнее, чем любому другому. Похоже, это путь осознанный и неплохо просчитанный - помимо собственно песен и имиджа уже одно наличие на авансцене столика со свечой и бокалом - откровенный отсыл к пугачевскому "Избранному". А музыка у "Гостей" - конечно, совсем не такая, как у Пугачевой была, это естественно. Но принципиальное сходство не в самой музыке, а в подходе к ней. "Гости из будущего" не разрабатывают раз и навсегда найденный стиль, время от времени пополняя его новыми однотипными сочинениями, а для каждого нового конкретного замысла изобретают новую, адекватную только этому замыслу оригинальную музыкальную форму. В рамках единой, хорошо узнаваемой стилистики. "Гости из будущего" - это "авторская поп-музыка". Формула заведомо противоречивая: поп-культура отвергает категорию "автора" (поп-песня, так же как поп-книга или поп-фильм - коллективный труд, причем не в первую очередь творческий), так называемое "авторское" искусство, в свою очередь, держит себя нарочито вне категории "популярности", а "Гостям" удается эти непримиримые крайности неплохо соединять.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments