Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Песня о двух красивых автомобилях ("Бумер. Фильм второй" реж. П.Буслов)

"У "Бумера" только один крупный недостаток - его предполагаемое продолжение. "Бумер-2" уже вот-вот выйдет в прокат. Не знаю, насколько он сам по себе плох или хорош, но история "Бумера" настолько завершенная, что любой сиквел только испортит ее."

- как-то само собой сказалось у меня после недавнего просмотра первого "Бумера":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/514977.html?nc=12

Конечно, Буслов и до премьеры заявлял, что это вовсе не продолжение, никакой не "Бумер-2", и по сути даже не "Бумер. Фильм второй", а "Бумер. Фильм другой". И этосоответствует действительности в большей степени, чем можно было ожидать. Два "Бумера" связывают по-настоящему, "кровно", только менеджмент и пиар. Все остальное, даже пришедшие из первого фильма главный герой и его друг (надеюсь, я не открою большой тайны, сказав, что персонажа Мерзликина убивают на десятой минуте картины) - просто уступка пиарщикам. Предыстория не имеет значения для сюжета и никак не работает. Вряд ли бы отсутствие привязки новой истории к прежнему "Бумеру" сделало бы "Фильм второй" сильно лучше. Но, по крайней мере, избавило бы от некорректных сравнений и претензий. (хотя и от значительной части прибыли в прокате, вероятно, тоже). Однако слово "Бумер" в названии фигурирует - стало быть, от сопоставлений никуда не денешься.

Дальше, чтобы как-то осмыслить увиденное (в таких случаях герои Буслова говорят: "если есть че по делу - давай, обоснуй"), мне придется прибегать к достаточно детальному пересказу сюжета, и поскольку фильм еще не вышел в прокат, я честно предупреждаю об этом потенциальных зрителей.



Для начала: "Бумер.Фильм второй" - это вообще не фильм. То есть по всем техническим признакам - фильм, но никак не складывающийся в художественное целое. Его можно при желании оборвать на середине, или за полчаса до конца, или за пятнадцать минут - и не останется сожалений о чем-то недосмотренном и неузнанном. (А что - обязательно дожидаться, пока Кота убьют? Так его уже один раз убивали). Может, отчасти это связано с тем, что сценарий писался долго, через пень-колоду, с подключением все новых и новых авторов - но, думаю, дело не только в этом. Первый "Бумер" был эпосом. И главным героем этого эпоса был автомобиль. Во втором "Бумере" нет героя - автомобиль из неодушевленного предмета, определяющего судьбы живых людей, превратился в лучшем случае в символ, а то и просто в атрибут определенного статуса персонажей. Одушевленные же персонажи - что Кот, что новенькие - как не тянули на героев, так и не тянут. Хотя и тянутся. Стараются очень (то есть, само собой, многочисленные авторы за них стараются - прямо как лебедь, рак и щука, если судить по художественному результату).
Принципиально нового героя не появляется. Героиня Светланы Устиновой, Даша - с первого своего возникновения на экране та же бандитка, только вместо автомата у нее ноутбук, но мозги устроены ровно как у четверки из первого "Бумера". Ее брата Колю, вместе с которым Кот отбывал срок, убили менты-охранники, чтобы он, выкупленный преуспевающим Димоном (жена, ребенок, автосалон на Рублевке), мог выйти раньше срока по документам убитого, срок которого подходил к концу. Но и Кота продолжают "пасти" - чтобы после встречи с бывшим другом тоже убрать. В последний момент Димон закрывает Кота своим телом, запоздало реабилитируясь за предательство в финале первой части (изрешеченный пулями, он еще успеет подобрать с асфальта кирпич и что есть силы двинуть им по голове стрелявшего - вот ведь железное здоровье у человека с нечистой совестью). А дальше развиваются две параллельные сюжетные линии: Кот с предсмертным письмом к сестре Даше и сама Даша, увязшая в своих криминальных делишках. По закону жанра параллели пересекаются.

Буслов, подобно Димону, как будто пытается реабилитироваться. Очень правильно. И даже не очень навязчиво - не дурак Буслов и не врун. Письмо Коли его сестра так и не прочитает - его прочитают отморозки, двинувшие Кота бейсбольной битой до потери сознания и памяти (интересно - откуда у провинциальных бандюганов бейсбольная бита?). Прочитают - и сожгут. Но Даша все равно Коту поверит. А он простит ее за то, что этих бандитов на него навела. И в конце даже окажется готов за нее умереть, но не предать и не сбежать, как когда-то Димон. В "Бумере" главными темами были месть, предательство и жажда выгоды. В "Фильме втором" - противоположные:

Прощение.
Кот прощает Димона за предательство, говоря "Не знаю, как бы я поступил тогда на твоем месте"; Даша прощает Кота, ставшего невольным виновником смерти брата; Кот прощает Дашу за то, что сдала его бандитам; Даша даже прощает медсестру, которая, надеясь заполучить потерявшего память Кота себе в мужья, соврала ей, что не видела его раньше)
Верность.
Даша до последнего надеется встретиться с братом и уехать с ним к теплым морям; Кот, даже не зная, что Даше удалось сбежать с парома, у которого ее после ограбления турфирмы поджидают менты, бросается на засаду, чтобы спасти ее, и погибает.
Бескорыстие.
Эта тема, как и в первом, связана с сельским бытом, с простыми людьми, которые не бросят раненого умирать и еще денег на дорожку соберут - вряд ли тут имеет место искренний почвеннический идеализм, скорее всего, режиссер просто не нашел ничего лучше, что можно было бы противопоставить миру, откуда родом Кот и Даша. Тут Буслов снова возвращается к позаимствованного из первого фильма образа "рая на земле", который он видит и показывает нарочито неказистым, некомфортабельным и внешне грубым - но где люди живут именно по таким принципам: прощение, верность, бескорыстие.

В первом "Бумере" рай на земле олицетворял дом Собачихи и ее деревня с натуральным хозяйством и здоровыми женщинами детородного возраста. Во втором предлагается выбор: тот же рай в почти неизмененном варианте (дом Деда Ильи, который вылавливает еле живого Кота из реки, куда его тело бросили наведенные Дашей бандиты) - и рай из глянцевых рекламных проспектов о жарких странах, о котором мечтает Даша и мечтал ее брат Коля. В заключении Коля понял, что есть рай истинный а что обман, и написал об этом в письме - но письмо до Даши ее же собственными стараниями не дошло. Также "раздвоился" и образ автомобиля, на мужской и женский варианты - теперь черному "бумеру", полученному Котом от Димона, противостоит красная "хонда" Даши. В том, что касается символики, создатель "Бумера"вообще не склонен изобретать велосипед (тем паче - более сложное устройство), ему достаточно паромной переправы в тумане, перекрестка трех дорог с круговым движением и вечно-желтым светофором, одинокого железнодорожного вагона, стоящего в тупике, но способного неожиданно сдвинуться с места, ну и т.д. И уж совсем неуместными кажутся в данном контексте киноцитаты. Не знаю, насколько они осознанные. Вряд ли брат Коля, говоря про фотографию Даши "Это сестра моя" с характерными интонациями Сергея Бодрова-мл. - случайность. Феликс Антипов, коллега Валерия Золотухина по Театру на Таганке, впервые появляющийся в кадре с мясной тушей - может, и совпадение, равно как и Николай Олялин в роли деда-всеведа. Но и в том и другом случае - глаз и ухо режет.

При этом все время дергает мысль, насколько талантливые и неглупые люди все это делали. Однако перестарались и по части нравственных уроков, и в плане художественных изысков.
Избыток морализма с одной стороны и символизма с другой не идет на пользу криминальным боевикам.

Поэтому ощущение, сначала на эмоциональном уровне, а потом и осознанное, что второй "Бумер" как фильм попросту НЕ ПОЛУЧИЛСЯ, возникло у меня через пять минут после эпизода с убийством Димона. Но мне не терпелось узнать мнение нашего фотографа, который вынужден был смотреть кино вместе со мной и, как мне казалось, своими незасранными лишней чепухой мозгами мог увидеть то, что не оценил я. Даже спрашивать не пришлось - едва пошли титры, Сережа заметил: "Первый фильм был лучше. Это вообще бред какой-то". Но у меня еще оставалась надежда, и я стал задавать уточняющие вопросы. Увы - я услышал почти слово в слово то, о чем по ходу фильма думал сам. Разве что, будучи еще и автомобилистом (я-то машины различаю разве что по цвету), добавил: "Но БМВ в этом фильме красиво снят - такие ракурсы удачные, не то что в первом. Как только что-то интересное происходит - сразу "бумер" в кадре появляется. А зачем он тут вообще нужен? Нет, как фильм это все, конечно, дрянь, но как рекламный ролик автомобиля - неплохо".

И, добавлю напоследок от себя, вот это как раз самое удивительное. После первого "Бумера", где главным героем была машина, в памяти оставались люди. А во втором, где, казалось бы, люди начали не только действовать, но и пытаться немножко анализировать свои поступки, в глаза бросаются прежде всего красивые автомобили.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments