Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Защитные цвета" (1977) реж. К.Занусси



Занусси за философией сознательно не хочет видеть живых людей, с характерами, с психологическими мотивировками поступков. Но это тоже путь. Его интересует соотношения конформности мышления и стремление человека к самореализации и свободе действий. Недавно в том же "Культе кино" был фильм "Любовь в 20 лет", четыре новеллы, последняя - в постановке Занусси, о герое войны, который вытащил девочку из вольера медведя в зоопарке, чем завоевал расположение юной особы - но ненадолго, та быстро переметнулась обратно к своему трусоватому, но молодому дружку. В "Защитных цветах" дело происходит на летнем семинаре студентов-филологов из провинциальных университетов. Главные герои - молодой ассистент и средних лет доцент. Опытный доцент "искушает" ассистента, дискутируя с ним о бессмысленности импульсивного сопротивления, последовательно дискредитирует в его собственных глазах попытки противостоять сложившейся системе, показывает ему его же непоследовательность в поисках "свободы" и относительной самой этой категории - "свобода". В результате колеблющийся ассистент сначала вынужден способствовать удалению из лагеря непокорного студента, который осмелился вопреки марксистскому пониманию природы языка отрицать принципе десемантизированности фонетики и искать смысловые связи между значеним слов и их фонетическим и графическим оформлением (строго говоря, студент посягнул не только на марксизм, но и на основы классической соссюровской теории знака - впрочем, этот момент Занусси интересовал меньше всего), а затем герою пришлось пережить и еще один удар: английская стажерка, за которой он ухаживал, отдалась вместо него первому попавшемуся парню, на том самом мостке, где они впервые встретились, и привел его посмотреть на их забавы все тот же доцент. Доцент этот вообще - самая интересная (и может, единственная по-настоящему интересная) фигура в картине: такой социалистический Мефистофель, терзающий душу польского Фауста, которому еще даже до докторской степени далеко, мучительными сомнениями: вступиться - или промолчать, совершить поступок - или самоустраниться, искать справедливости - или получить возможность отправиться в командировку в Англию. Доцент рассказывает, что проректор, покровительствующий ассистенту, якобы плагиатор, и он сам написал за него докторскую диссертацию, а теперь держит его в кулаке. Но насколько это, а также все остальное, что говорит доцент-"Мефистофель", соответствует действительности, проверить сложно. В финале доцент в момент, когда взбешенный увиденным зрелищем на мостках ассистент затевает с ним драку, притворяется мертвым, чем окончательно приводит своего "фауста" в ужас, а потом, "воскреснув", в еще большее бешенство. Они бегают по грязной земле, а сверху на них и на мутный водоем капает ленивый дождик. (Однако в фильме есть один момент, ставящий "мефистофельскую" позицию под удар: доцент постоянно ходит с фотоаппаратом, наблюдает за птичками, за природой, законами которой он оправдывает и поведение несовершенных людей в несовершенном обществе; однако в какой-то момент фотоаппарат находят недовольные им студенты, и делают несколько кадров с собственными голыми задницами; а проявлять снимки ничего не подозревающему доценту, по его собственным словам, предстоит в школьной лаборатории; то есть, хоят прямо об этом в фильме не говорится, ему грозят обвинения в "нездоровых" интересах).

Как морально-философский трактат фильм сделан блестяще, текст диалогов великолепен - на уровне Дидро или Кундеры. Но живых людей за этой философии как не было, так и нет. Не люблю Занусси. Есть у него один фильм, который мне очень нравится - "Прикосновение руки". Все остальное - не слишком. Правда, "Персону нон грата" с Михалковым я, к сожалению, пропустил (в тот вечер, когда ее показывали, была ночная презентация альбома Лолиты). А предпоследний фильм - "Послесловие" - ничего кроме отвращения своим псевдокатолическим пафосом (который в исполнении Занусси вульгарнее любого атеизма) не вызвал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments