Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Сонная лощина"

Тима Бартона, если смотреть на нее в контексте "морфологии триллера" - вообще не триллер. Если брать исключительно тип повествования (хотя сюжет в этом многослойном пироге - вторичен по отношению к визуальному решению, стилизация и игра для Бартона важнее содержательной стороны). "Сонная лощина" - стопроцентный классический детектив, который от триллера (даже криминального, который внешне с детективом очень схож), отличает не двусторонний, а трехсторонний конфликт. В отличие от триллера, где герой сам борется со злом и пытается выяснить его природу, чтобы спасти собственную жизнь, в детективе между героем-жертвой и источником зла присутствует посредник в лице следователя или любого другого персонажа, принимающего на себя эту функцию. В "Сонной лощине" герой Деппа - самый что ни на есть профессиональный следователь, для которого поиск источника зла - часть работы, а не вопрос собственного выживания (хотя, как часто бывает в классических детективах, следствие связано с опасностью для жизни). И, так же как в классическом детективе, конечным источником зла является не сверхприродное явление, а человек-злоумышленник (мачеха), мистический образ Всадника без головы - лишь орудие преступления.

Другое дело, что исполнителем преступного замысла все-таки является призрак, что серьезно усложняет нарративную структуру фильма. Но для Бартона это не просто механическая сложность - это суть концепции фильма. Время действия - 1799 год, рубеж веков. Самый яркий образ - Всадник без головы - один из главных персонажей национальной американской культурной мифологии. В литературе 18 века, у Вашингтона Ирвинга Всадник без головы - романтически воссозданное сверхприродное, потусторонее, мистическое явление. В 19-м, у Майн Рида, "Всадник без головы" - это фикция, афера, в нем ничего потустороннего нет, это просто убитый человек, убитый без всякой мистики, по самому обычному корыстному злому умыслу. Бартон в своем фильме красиво, изысканно играет на противопоставлении иррационально-романтических и рационально-утилитарных представлений о мире: первые олицетворяют фермеры голландского происхождения, вторые - следователь из города, герой Джонни Деппа, которому в процессе расследования приходится пересмотреть свои научно-технократические подходы к следствию и в целом к бытию.

Вот, кстати, vlad_b спрашивал, что понимается под "готикой" в контексте поп-культуры. "Сонная лощина" - очень "гатишное" кино в этом смысле, как и творчество Бартона в целом. А скоро в прокат выходит его "Труп невесты". :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments