Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ангел-хранитель" Франсуазы Саган

Голливуд, Лос-Анджелес. 45-летняя преуспевающая сценаристка Дороти (в далеком прошлом - актриса) возвращается домой в машине своего приятеля и потенциального любовника Пола. Под колеса им бросается молодой наркоман, машина тормозит, парень ранен и попадает в больницу, а когда его подлечили, Дороти перевозит его в свой дом. 26-летний Льюис несказанно красив, Дороти устраивает ему контракт на съемки в фильме. Все вокруг уверены, что они любовники, хотя между ними нет и намека на секс. Зато вокруг Дороти постепенно вырастает гора трупов: старый недоброжелатель, крупный продюсер, убит неизвестным случайным любовником; бывший муж покончил с собой; женщина, которая его увела, гибнет в автокатастрофе. У полиции никаких подозрений, но Дороти понимает, что всех этих людей убил Льюис, только за то, что они, как ему показалось, чем-то ее огорчили. Она в ужасе, он спокоен, единственное, что его волнует - чтобы она позволила ему быть рядом. Она позволяет, но берет с него слово: никого не убивать без ее согласия. Однако когда на съемочной площадке режиссер-алкоголик, у которого Льюис снимается, оскорбляет Дороти, Льюис, который по роли должен стрелять из ружья холостыми, убивает режиссера, разыграв, будто ему подменили патроны - и опять полиция спокойна, а скандальное происшествие только делает фильму хорошую рекламу.

Обычно добивающаяся эффекта анекдотичности в подтексте через нагнетаниесентиментальности на поверхности, в этом романе Саган идет противоположным путем: откровенно веселится, выстраивая сюжет как анекдот, чтобы довести его до полного абсурда - и уже через это сказать что-то всерьез, точнее, не сказать, а подумать про себя. "Ангел-хранитель" - один из романов Саган (в ряду "Женщины в гриме", "Синяков на душе" и "Рыбьей крови"), где один из главных героев - гомосексуалист. Хотя в отличие от всех остальных, прямо о Льюисе ничего такого не сообщается, но намеки прозрачны: сначала косвенные (признаваясь Дороти в убийстве продюсера, Льюис говорит, что сразу понял, чего тот хочет, и сделал вид, что согласен, чтобы заманить в мотель), затем прямые (в кульминационном эпизоде, в "сцене бури" (уж не для того ли, чтобы спародировать Шекспира, Саган поселила своих героев в Санта-Монике? в "Рыбьей крови" действие тоже происходит на киносъемочной площадке, но там для этого подошла и оккупированная фашистами Франция) - Дороти из страха перед стихией, сорвавшей с дома кровлю и затопившей нижний этаж, оказывается в постели с Льюисом, и тогда понимает, что между ними ничего не может быть. Но прямых указаний на гомосексуальностью Льюиса в романе нет - он влюблен в женщину на 20 лет старше себе, к которой не испытывает сексуального влечения, убивает за нее всех подряд, и даже в какой-то момент пытается убить ее саму (как раз в "сцене бури" после так называемого coming-out'а, или как там это "по-научному") - и этим дело ограничивается. Саган уж точно не пуританка - в "Женщине в гриме" в старший помощник капитана круизного корабля вполне откровенно влюблен в юного моряка, а в "Рыбьей крови" муж главной героини, режиссер, живет со своим молодым любовником. В той и другой книге их чувства описаны подробно - как в "Анне Каренине" или дамских любовных романах. Откуда тогда в "Ангеле-хранителе" такая ложная скромность? В 1968 году, когда роман был написан, еще нельзя было об этом говорить? Можно было. Вероятно, Саган не расставляет все по полочкам сознательно.

В романе 16 глав. Из них первые 15 - рассказ от момента, когда Льюиса чуть не сбивает "ягуар", в котором едет Дороти до "сцены бури", когда Льюис чуть было не убивает Дороти. Последняя, 16-я глава - совершенно иная по темпу действия, чем остальные. В ней Дороти успевает дать согласие выйти замуж за Пола (того самого, кто сидел за рулем "ягуара" в ночь знакомства Дороти и Льюиса), выходит-таки за него замуж, совершает с ним длительное свадебное путешествие в Европу (где еще и успевает пообщаться с живущей во Франции взрослой дочерью), возвращается в США на церемонию "Оскара", где свою награду за роль в фильме убитого им режиссера получает Льюис, посещает вечеринку свежеиспеченного лауреата в его новом особняке, откуда он, решительно отказавшись оставаться дома, вместе с Дороти и Полом отправляется к ним и, в конце концов, Дороти принимает решение, что Льюис и дальше будет жить с ними, а она будет присматривать, чтобы он поменьше убивал.

Концентрация совершенно невероятных происшествий в последней главе сразу после кульминационной предпоследней создает ощущение, что финал романа - просто отписка, которую Саган бросает читателю, потому что нужно же чем-то закончить книгу, любой ерундой. Но ей самой то, что было потом, когда между Дороти и Льюисом все стало окончательно ясно (а что именно - читателю ясно не до конца), уже неинтересно. Ей интересно посмотреть поподробнее на ситуацию, когда очень молодой, необыкновенно красивый, потрясающе талантливый человек неопределенного пола испытывает запредельную любовь (которая оправдывает любые преступления) совершенно "бескорыстную" не только в финансовом и карьерном плане, но и в сексуальном. Конечно, такого быть не может - приходится объявить героя голубым, чтобы хоть как-то это объяснить. Какой бы нелепостью не выглядели нагроможденные Саган события - в них все же больше "житейской логики", чем в предположении, что на грешную землю города Лос-Анджелеса к немолодой, самодовольной, забывшей о драмах и страстях женщине вдруг спрыгнул ангел.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments