Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Маэстро

По всем каналам - юбилей Раймонда Паулса. Большой репортаж в новостях НТВ, музыкальный альбом на "Культуре" (старые записи Вайкуле, Пугачевой - Пугачева на "Культуре"! - ансамбля "Кукушечка", фото под музыку без какого-либо текстового комментария) и очень хороший часовой фильм на Первом, среди прочего - с фрагментами интервью Пугачевой и Резника, довольно откровенными. Я тоже по ходу дела вспоминал, составлял для себя "отчет": Паулс в моей жизни. Естественно, в детстве я видел по телевизору "Новогодний аттракцион" с парящей под куполом цирка Пугачевой, поющей "Миллион алых роз" (жутко некрасивой - сейчас она мне гораздо больше нравится), а первой прослушанной пластинкой на купленном мамой в середине 80-х, был маленький диск Пугачевой: на одной стороне - "Миллион алых роз" на стихи Вознесенского, на другой - "Возвращение" на стихи Резника, обе - на музыку Паулса.

Как ни проклинай журналистику, но благодаря ей некоторые персоны, известные публике только в виртуальном качестве, входили в мою жизнь непосредственно. Паулс - постепенно: сначала я наблюдал его как артиста, в 2001-м - за роялем во время гастролей Рижского театра (играли мюзикл "Сестра Керри"), в 2002-м в Кремле - на его большом творческом вечере, где серьезно больная в те дни Пугачева из последних сил, но просто блестяще (и, если уж это считается важным, "живьем") спела 6 лучших песен, написанных для нее Паулсом: "Без меня", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Возвращение" и "Эй вы, там, наверху". А потом я дважды, в 2004 и 2005, будучи в Юрмале, делал с Паулсом интервью. Разговаривать с Паулсом очень занятно - он все говорит с каменным лицом, при этом как бы не придавая значения словам (вообще менее пафосного человека даже представить трудно - будто он стесняется внимания к себе, хотя, конечно, прекрасно знает себе цену), в связи с чем никогда не знаешь до конца, всерьез он говорит или шутит. (Я бы тоже хотел достигать такого эффекта и в устной, и в письменной речи, иногда получается, но чаще нет). Пронзительный фрагмент из интервью 2004 я выкладывал в ЖЖ - для меня это какая-то запредельная мудрость (хотя, опять же, нельзя исключать, что маэстро просто пошутил).

Паулса не все любят как человека. И в России (Адольф Шапиро в книге "Как закрывался занавес" прямо обвиняет Паулса в разгроме русских театров Риги в начале 90-х), и в Латвии (в 2002-м году на моих глазах какой-то латышский экстремист-оппозиционер националистического толказапустил в Паулса тортом - и попал, дело было за несколько минут до открытия "Новой волны", Паулса пришлось переодевать в запасной костюм Крутого). А музыку все равно знают. В Москве идет его не самый удачный мюзикл "Ночи Кабирии" - в Театре имени А.Пушкина (неплохой спектакль - я о нем писал, пожалуй, излишне резко, но это вообще свойственно моему ЖЖ на первом году существования:
http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/26880.html?mode=reply

Песни тоже все поют (в последней "Песне года" звучала - правда, совершенно обезображенная - "Миллион алых роз" на английском языке, пела участница прошлогодней "Новой волны"). По главным каналам сюжеты и фильмы к юбилею показывают.

Для меня лично есть еще один момент - песня "Маэстро". С удовольствием всегда вспоминаю, как пришел на интервью к Илье Резнику в его квартиру на Цветном бульваре, и в процессе разговора начал вслух анализировать текст "Маэстро" с точки зрения использования универсальных мифологических антиномий (свет-тьма, верх-низ, звук-тишина), специальной символики (номер ряда - 8 - представляет собой перевернутый математический символ бесконечности) и лексики сакрального характера ("чудо", "учитель", "верить", "спасение", "служить", да и индоевропейский корень в слове "маэстро" помимо прямого значения "мастер" имеет более широкой универсальное значение - "хозяин", "господин", в конечном счете - "Бог"). Резник слушал с раскрытым ртом, потом сказал: "А давайте вы напишите о моей поэзии монографию, а ее издам за свой счет". Я как-то сразу отмахнулся - а зря, наверняка все равно ничего бы не вышло, но был бы повод ловить на слове Илью Рахмильевича. На самом деле "Маэстро" Паулса-Резника-Пугачевой для меня - основа моей персональной мифологии на сегодняшнем (то есть за последние пять лет) этапе. Есть в психологии даже такая теория, что для каждого человека существуют произведения искусства, "программирующие" судьбу индивида. Ну в таком случае моя "программа" формулируется следующим образом:

Вновь игру свою начните - и, я знаю, чудо повторится.
Если б знали, мой учитель, как вам верит ваша ученица.
Я ищу у вас спасенья и мечтаю, сидя в этом зале,
Вместе с вами быть на сцене, вместе с вами музыке служить.
Вы хотя бы раз, всего лишь раз на миг забудьте об оркестре,
Я в восьмом ряду, в восьмом ряду, меня узнайте, мой Маэстро.
Пусть мы далеки, как да и нет, и рампы свет нас разлучает,
Но у нас одна, да-да, одна святая к музыке любовь.



Раймонд Паулс: Могу развестись и жениться на молодой. Но зачем?

В своей небольшой родной стране он один из самых состоятельных людей, лидер партии, депутат, бывший министр, бизнесмен. Но для миллионов жителей бывшего СССР Раймонд Паулс прежде всего - маэстро за роялем, автор "Миллиона алых роз" и "Старинных часов". В последние годы маэстро Паулс нечастный гость в Москве. "Антенна" навестила композитора в Юрмале.

меня лишили имени и отчества

- Раймонд Паулс - известное имя, но, если не ошибаюсь, на самом деле вас зовут иначе?
- Изначально мне дали двойное имя: Ояр-Раймонд. Я родился до войны, тогда в Латвии было принято называть детей двойными именами. А мои мама с папой как раз ссорились - не могли подходящее имя выбрать. Папа хотел Ояра, мама была категорически против. Говорила, что так на селе всегда кличут главного быка, гордость хозяев: "И зачем это надо мальчику". Мне все же дали это имя, но в советское время первую часть - Ояр - вычеркнули и в новых документах я стал просто Раймондом. Сейчас я мог бы восстановить свое настоящее имя, но думаю, уже поздно и никому не нужно. Все уже привыкли к Раймонду.
- А то, что вас по отчеству величают "Вальдемарович", вас не смущает - ведь у латышей нет такой традиции?
- Зато у русских такая традиция есть, и я считаю, обращение по отчеству - это знак уважения ко мне, не так, как у американцев: с первой минуты сразу на "ты". У меня и отчество на самом деле русское - Владимирович. Мой дед Адольф был лютеранин, а бабушка Александра - православной. Всю жизнь жили вместе, но по воскресеньям каждый ходил в свою церковь, а бабушка еще и дня без рюмки зубровки не обходилась. И отца моего она крестила Владимиром, так что я был бы Владимировичем, если бы после революции в независимой Латвии все русские имена не поменяли на латышские - тогда мой отец стал Вальдемаром.
- У вас сложившийся образ "маэстро за роялем" - но вы ведь должны были учиться играть на скрипке?
- Да, когда был маленький, родители отвели меня к профессорам, а те говорят: для скрипки не годится - пальцы толстые. И слава тебе Господи, что так сказали. Отец сразу купил старое пианино и я стал на нем мучаться.
- Вас заставляли заниматься?
- Довольно жесткий был нажим со стороны родителей. А ведь они были простые рабочие, абсолютно не связанные с музыкой, даже в школе почти не учились. Но нас с сестрой очень хотели сделать людьми искусства.
- Помните, какую первую мелодию подобрали одним пальцем?
- Нас, конечно, заставляли учить классику, но то время все увлекались фильмом "Серенада солнечной долины" с участием Глена Миллера, эти мелодии были тогда самыми модными, все их подбирали. А сочинительством я поначалу не занимался, это началось гораздо позже, после консерватории - очень хотелось, чтобы у нас была эстрада на латышском языке, прежде ее просто не существовало.

аккомпанировал глотателям огня

- Чем запомнились первые гастроли?
- Я был штатный писанист филармонии и работал концертмейстером на так называемых "филармонических концертах": выступали вместе с певцами фокусники, ксилофонисты, глотатели огня, а оркестра не было, я один всем аккомпанировал - на рояле или на аккордеоне. Аккордеон - замечательный инструмент, я играю на нем только правой рукой, но он дает очень хорошую краску, и впоследствии я его часто использовал в песнях для Вайкуле, а с Леонтьевым у нас даже был номер на двоих, где я выходил с аккордеоном - "Исчезли солнечные дни".
- Сейчас можно Раймонда Паулса пригласить сыграть на свадьбе или на презентации?
- У меня нет такой необходимости. Было время, когда я на танцах играл, подрабатывал - денег ни копейки не было, а я до 1962 года еще и выпивал сильно. Но потом появились авторские - тогда мы получали хорошо. Сразу начали строить дом: у латышей это в крови, обязательно надо дом, сад. Все деньги туда шли, на остальном экономили: я мог тогда "Волгу" купить, а купил "москвич". И сейчас также - мог бы ездить на кадиллаке, но удобнее пройти пешком. Хотя машины люблю и соблюдаю принцип: 100 000 км проехал - надо покупать новую.
- Случалось, что ваша музыка кому-то мешала, как в вашем старом хите "Эй вы там, наверху!"
- Один друг как-то приехал из Сочи, где отдыхал, и говорит: "Убить тебя готов". Я прошу объяснить, в чем причина. - "Я жил в гостинице, через стену был ресторан. Так каждый вечер приходилось слушать "Старинные часы" десятки раз, однажды насчитал 49 исполнений и решил - сыграют в 50-й раз - я тебя точно пристрелю!"
- Вы автор самых знаменитых шлягеров Аллы Пугачевой - почему давно не сотрудничаете с ней?
- Не понимаю слова "сотрудничать". Был период, когда у нас получилось несколько удачных номеров - не так уж много, семь или восемь. Потом она пошла свой дорогой, я удалился в свою провинцию, началась политическая заваруха. Мне достаточно того золотого периода, который у меня был и с Пугачевой, и с Леонтьевым. Нас с Аллой даже подозревали в любовной связи, все время спрашивали: было ли у вас что с Пугачевой? Я один раз со сцены ляпнул: "Было!" Мне говорят: "И что из этого вышло?" Я а ответил: "Киркоров!"
- В Латвии вас много критикуют за участие в жюри конкурса "Новая волна", а ведь именно вы когда-то были его организатором еще во времена СССР?
- Тогда это было проще, чем сейчас. Мне было обидно, что все внимание наших людей уделено "Сопоту" - в дни, когда передавали конкурс оттуда, у нас все просто помирали. А я думал: мы же тоже у моря, туристов - навалом. Пошел к партсекретарю Юрмалы, он был мой старый знакомый, сразу дал команду, чтобы в гостиницы селить участников бесплатно, все завертелось. Сейчас уже нет конкурса ни в Польше, ни в Болгарии, даже Сан-Ремо не так гремит, как раньше. На меня долго нажимали: "Давай реанимировать конкурс в Юрмале!" Мне слово "реанимировать", правда, не нравилось, но дело-то хорошее.
- Вы сегодня ощущаете себя иностранцем в России?
- Нет, все-таки 50 лет вместе свое дело сделали. Я родился в независимой Латвии, через четыре года пришла советская власть, еще через несколько месяцев - немцы, потом снова СССР. Под прошлым надо подвести черту и жить дальше, а не разбираться, кто русский, кто немец, кто латыш. Латышей ведь в чистом виде почти нет - у всех корни или шведские, или немецкие, или польские. Меня в моей стране пытались сделать "красным" - я ведь Народный артист СССР, выступаю за дружбу с Россией. Я и сам знаю все недостатки, которые были в нашем прошлом. Но считаю себя человеком культурным и вопрос национальности, гражданства меня не интересует.

надо травы накосить - обращайтесь!

- Почему вы отговорили дочь от занятий музыкой?
- Я не люблю этот артистический мир. Все прошел, все вижу, все знаю. Мне все же повезло - я не миллионер, но человек состоятельный и мне есть на что жить. А рядом я видел много трагедий: сегодня успех есть - завтра нет. Женщина-артистка не может понять, в чем дело, начинает черт-те что вытворять, чтобы понравиться публике, становится дешевкой, а ничем другим заниматься не может, профессии у нее нет. Я не хотел для дочери такой жизни.
- Внучек вы тоже в строгости воспитываете7
- Обе мои внучки живут с родителями в Москве - дочь замужем за иностранцем, который работает в российском представительстве своей компании, и внучки ходят в России в частную американскую школу - за сумасшедшие деньги, 15 тысяч долларов в год за каждую, просто грабеж! Хотя это дешевле, чем учиться в Англии. Недавно приезжали - мы крестили младшую в той самой лютеранской церкви, где в 1936-м после рождения крестили меня. Я сам неверующий, но обряд очень красивый, все плакали, девочки пели.
- Вы сами обустраиваете свой дом в Юрмале?
- Только что перед нашим разговором, как настоящий пианист, косил на лужайке траву! У меня красивый дом у озера, и ухаживать за ним я люблю сам. Мои соседи нанимают работников, охранников, а я обхожусь без этого. Нельзя же по каждой мелочи вызывать мастеров - обдерут до нитки! Если что-то течет или вентиляция поломалось - я все могу наладить сам. Хотя это и утомительно. Люди говорят: счастлив бываешь два раза - когда купил дом и когда его продал.
- Раз озеро рядом, значит, рыбалкой по-прежнему увлекаетесь?
- Последние годы нет. Раньше была компания, ездили по Латвии, по сельским дорогам, ловили на реках форель. Сейчас и моторная лодка есть американская, и катер недавно жена подарила - но ими в основном дети пользуются.
- Животных в доме держите?
- После того, как умерла моя собака, французский бульдог - нет. Если не считать лягушки в пруду, которая орет по ночам и меня будит. За нас за всех тут Лайма собак держит, она у нас местная Бриджит Бардо: три ее собаки - настоящие людоеды!

жена ставит зятя в пример

- У вас долгая история супружеских отношений.
- Даже слишком!
- А с чего все началось?
- Так давно было... Она слушала меня на концерте, потом подошла. Я посмотрел - вроде, выглядит довольно-таки неплохо... Ничего особенного. Я вот удивляюсь, что муж моей дочери носит ей кофе в постель, а моя жена ставит его мне в пример.
- Тем не менее 43 года вместе - это серьезно.
- На это сейчас даже смотрят с удивлением: как же так, крутится в обществе, деньги есть, мог бы жениться на молоденькой - а тут... Это мой противный латышский характер. Я же знаю, что стало с теми моими знакомыми, которые развелись и нашли жен моложе себя. Зачем это надо - чтобы остаться одному и никому не нужным? За все это время, даже если я жену чем-то обижал, она умела оставаться спокойной, не "идти в атаку". Скандал всегда нарастает слово за слово, а кто-то просто должен вовремя отступить. И потом, если бы я развелся - что, я встречался бы с родной дочерью как чужой человек?
- Разве за эти 43 года вы ни разу не влюблялись?
- Откровенно - я не знаю, что такое "влюбляться". В школе - влюблялся, да. А потом - даже не сумею объяснить... Мы с женой настолько друг к другу привыкли... Когда один говорит - другой даже не слушает, все равно уже все наизусть знаем. Может, это и называется любовью, когда понимаешь, что рядом с тобой человек, лучше которого ты вряд ли уже найдешь?

БЛИЦ
-Весна или осень?
- Осень
- политика или шоу-бизнес?
- и там и там страшно
-Быстрая музыка или медленная?
- Медленная
- кошки или собаки?
- собаки
- Черный рояль или белый?
- Все равно, главное - хороший инструмент


ДОСЬЕ "АНТЕННЫ"
родился 12 января 1936 года
образование: детский сад при Рижском музыкальном институте, Музыкальная школа им. Э.Дарзиня, Государственная консерватория Латвийской СССР (класс фортепиано), в 1962-65 там же изучал композицию
карьера: работал пианистом в эстрадных оркестрах, концертмейстером филармонии; в 1963-1971 гг. - руководил Рижским эстрадным оркестром; в начале 70-х создал ВИА "Модо", в 1976 - первый мюзикл "Сестра Керри" (всего написал 6 мюзиклов и 4 балета); автор более 350 песен ( в том числе "Танец на барабане", "Еще не вечер", "Вернисаж", "Миллион алых роз") С 1985 г. - депутат Верховного совета Латвийской ССР, с 1989 - народный депутат СССР, с 1989 по 1993 - министр культуры Латвии, 1993-1998 - советник по вопросам культуры при Президенте Латвии, с 1998 - депутат латвийского сейма, лидер "Новой партии", в 1999 выдвигал свою кандидатуру на пост Президента страны
Награды и звания: Народный артист СССР (1985), кавалер датского Ордена Полярной звезды (1997)
семейное положение: женат
предпочтения
еда: жареное мясо с картошкой
алкогольный напиток: не употребляет
безалкогольный напиток: кофе
автомобиль: БМВ
писатели: Зощенко, Тургенев, Толстой
кино: советские комедии, американские вестерны

бабушка Александра
дедушка Адольф
отец Вальдемар Паулс - слесарь-ремонтник
мать Альма-Матильда Паулс - вышивальщица жемчугом
сестра Эдите (1939 г.р.) - художник по гобеленам
жена Лана (Светлана Епифанова), по образованию лингвист, переводчик
дочь Анета (1962 г.р.) - окончила ЛГИТМиК по специальности "режиссер телевидения", замужем за менеджером авиакомпании SAS Мареком Петерсеном
внучки Анна-Мария (1989 г.р.) и Моник-Ивонн (1994 г.р.)

ЛИНИЯ ЖИЗНИ
падение - 1939 специалисты посчитали непригодным для обучения на скрипке
взлет - 1946 - поступает в музыкальную школу
падение - конец 1950-х - период хронического безденежья, проблемы с алкоголем
взлет - 1961 - женится на женщине, с которой вместе уже 43 года
взлет - 1962 - рождение дочери Анете
взлет 1976 - первый мюзикл "Сестра Керри" по роману Теодора Драйзера
падение - 1989 - 25 мая вместе с другими депутатами прибалтийских республик вынужден в знак протеста покинуть Верховный совет СССР
взлет 1991 - вновь назначен министром культуры Латвии в первом правительстве независимой республики (до этого был первым беспартийным министром в Латвийской ССР)
падение 1993 - вынужден уйти в отставку с поста министра
взлет 1998 - избран депутатом сейма
падение 1999 - пройдя все предварительные туры, неожиданно снимает свою кандидатуру на президентских выборах
взлет 2001 - после долгого перерыва гастролирует в Москве как пианист на представлении собственного мюзикла
падение - 2002 - политические противники Паулса устраивает экстремистскую акцию - маэстро получает в лицо тортом
взлет 2003 - по итогам года Раймонд Паулс оказывается в числе самых состоятельных граждан независимой Латвии (значительная часть доходов - авторские отчисления за песни, написанные в советский период)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment