Даже странно, что такой абсолютно "ленкомовский" по замыслу спектакль получился совсем не "ленкомовским" по духу: не броским, не кричащим, не агрессивным, не провоцирующим - а тема того стоила. В то же время и к традиционно-психологическому театру сотворенное отношения не имеет. Морфов (вообще-то мастер именно "плакатного", яркого, близкого к эстетике "Ленкома" стиля) населяет сцену персонажами-шаржами, но дружескими шаржами, слишком дружескими, чтобы провоцировать зрителя на непосредственную реакцию (хоть какую-нибудь). Заявка на сатирическую антиутопию ощущается - но остается заявкой. Драмы тем более не получается - сопереживать героям-карикатурам невозможно, действие развивается "короткими перебежками", монотонно и вместе с тем фрагментарно (даже удивительно, как режиссеру удалось соединить эти два несовместимых недостатка). А мысльо том, что от демократической утопии до тоталитарной - один шаг - само по себе какая-то дохленькая, да и неинтересны в театре идеи, взятые вне человеческих судеб.
Судьбы пытаются играть актеры. Нельзя сказать, что плохо. Можно даже сказать, что хорошо. Но как-то НЕ ТАК. Абдулов играет Макмэрфи совсем не героем, не бунтарем, не борцом - он играет мелкого уголовника, и не более того. Якунина свою сестру Рэчид наоборот делает особой пусть и не очень приятной - но не злодейкой, а несчастной одинокой женщиной (поэтому она так легко и отдается Макмэрфи, поэтому все остальное - не борьба двух крупных личностей, а мелкая месть бабенки мужику-кобелю). Степанченко в роли индейского вождя очень выразителен - при минимуме средств, но и взглядами, и интонациями редких реплик слишком напоминает анекдотического чукчу или другого представителя российских малых народов, типа Дерсу Узала. Проститутка Кэнди у Большовой получилась - настоящая такая проститутка, веселая, но про гонорар не забывающая, такая "иствикская ведьмочка", но попроще. Наверное, единственный полноценный и по-настоящему трогательный персонаж во всем этом дурдоме образцового порядка - Билли Сергея Фролова, парень-девственник, который проводит время с проституткой, а потом, запуганный сестрой Рэчид, подругой его матери, перерезает себе горло разбитой бутылкой. За ним есть судьба и характер. За остальными - в лучшем случае наметки того и другого. Конечно, сестру играет в другом составе Елена Шанина, а Макмэрфи - Дмитрий Певцов, это наверняка другие герои, надо смотреть отдельно, но принципиально другим спектакль в целом вряд ли сделают. Он, этот спектакль, который должен был ставить сам Милош Форман (в этом, собственно, вся фишка и была - режиссер "Полета над гнездом кукушки" переносит свой фильм на сцену "Ленкома"), у Морфова получился изящно-легковесным, местами красивым (начало второго действия - санитары на ходулях, пациенты с шариками, зонтиками, смирительные рубашки, длинными рукавами напоминающие костюмы Пьеро), местами нудноватым (вся середина первого действия), местами забавным водевильчиком с пессимистичным, но маловыразительным, скомканным и не дающим ощущение человеческой (тем более социальной, не говоря уже о нравственной) катастрофы финалом.