Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Учитель ритмики" Е.Садур в Театре на Малой Бронной, реж. В.Агеев

Вне зависимости от качества агеевских спектаклей судьба у многих из них незавидная. Около года продержался в "Сатириконе" его "Маскарад" - яркий, интересный, хотя и не бесспорный

(см. http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/153435.html?mode=reply)

Откровенно провальный (причина - в первую очередь пьеса, а во вторую - актеры, начиная с Кваши, которые и не пробовали вникнуть в природу этой пьесы, даже если она, скорее всего, того и не стоила) "Полет черной ласточки" в "Современнике" с первых дней дышит на ладан:

(см. http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/304899.html?mode=reply)

А сегодня сыграли в последний раз полуторагодовалого "Учителя ритмики" на Малой Бронной. Его, вообще-то, давно решили снимать с репертуара, и последнее представление должно было состояться еще в начале октября - но тогда его вообще отменили.



Пансионат, дом творчества санаторного типа для "творческих работников", где обитают призраки во плоти и живые вроде бы люди, напоминающие видом и поведением призраков. Фамилии героев соответствующие: Родченко, Минский... Их речь "пересыпана" поэтическими формулами и скрытыми цитатами: от Пушкина ("в царство славного Салтана") и Некрасова ("рытвины, ухабы") до Блока и Мережковского ("радость будет"), даже Тарас Шевченко звучит - причем на языке оригинала. Но определяющий драматургический (и постановочный) дискурс тут - конечно, чеховский. Тут и облако, похожее на рояль, и прачки, и отчисленный из университета несчастливо влюбленный "свободный художник", и призрак матери, и сорванный любительский спектакль. А сам пансионат располагается рядом с озером, оврагом, деревнем, откуда долетает пение, кладбищем и садом, который один из героев (Измаил) собирается купить, вырубить и засадить парниками. Характерология драмы тоже предполагает параллели с пьесами Чехова - прежде всего с "Чайкой" и "Вишневым садом" (например, треугольник Миша-Иван Андреевич-Зоя с одной стороны и Треплев-Тригорин-Нина с другой, правда, здесь соперники - отец и сын). Агеев очень точно все "прочитывает" - Чехов присутствует здесь не только на уровне слов и образов, но и на уровне актерских интонаций. И чем тоньше его работа с актерами (местами она просто виртуозна - что невероятно, принимая во внимание, насколько "иноприродны" Агееву актеры с Малой Бронной, начиная с исполнителя главной роли Ивана Шабалтаса, который, будучи влиятельным человеком в театре, имеет гнусную привычку публично поливать грязью спектакли, в которых сам же участвует), чем изобретательнее его режиссерская фантазия - тем очевиднее бессмысленность происходящего.

Зачем загнали призраков чеховских героев в это чистилище? Какой из него предполагается выход? И ладно бы все это была бы веселая постмодернистская игра с хрестоматийными героями и сюжетами - тогда понятно. Или если бы дело ограничилось сатирой на русско-советско-российскую творческую интеллигенцию - тоже. Но и автору, и особенно режиссеру (то есть именно создателям - не зрителям!) простой игры и тупой сатиры явно недостаточно, им просто-таки необходим прорыв в метафизику, порождение некоего смысла в его классическом понимании.

А смысла нет, даже близко. То есть претензий - чуть ли не на "Аркадию" Стоппарда, а результат - на уровне какого-нибудь давно забытого "Натурального хозяйства в Шамбале" давно забытого драматурга Шипенко. Попытка наполнить пустоту, которую раз за разом с упорством, достойным лучшего применения, предпринимает Владимир Агеев (один из самых ярких режиссеров нового поколения, но почему-то менее везучий, чем тот же Серебренников, которого природа одарила значительно скромнее), заведомо обречена. Все равно что воду в решете носить - чем больше такого рода энтузиасты стараются, тем нелепее зрелище со стороны и тем обиднее за напрасные труды. А спектакли слетают с репертуара один за другим.

Хотя для Малой Бронной само по себе позитивное событие, что здесь работал Агеев и шел его спектакль. Не понимаю, почему здесь до сих пор не выстелили паркетные полы зрительного зала мягкими ковриками. А то убегающие со спектаклей зрители так грохочут каблуками по дереву, что остающимся за них перед актерами неловко.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments