Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Война и мир" С.Прокофьева в Большом театре, реж. И.Поповски

На удивление качественный музыкальный продукт и, что еще большая неожиданность, довольно приличный (хотя и небесспорный) сценический.



Музыкально версия Большого - более полная по сравнению с постановкой из Мариинского 2000-го года, которую в мае привозили на Пасхальный фестиваль:
http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/311651.html?mode=reply

Спектакль Поповски начинается с хорового пролога - постановку Кончаловского открывала сразу же сцена в Отрадном, кроме того, в фестивальной версии питерского спектакля были купированы эпизоды с Анатолем Курагиным, замышляющим похищение Наташи (из "мирного" первого акта) и сцена "Военный совет в Филях" вместе с замечательной арией Кутузова (из "военного" второго). Вообще, похоже, в Большом, делая "Войну и мир", из последних сил старались не походить на Мариинку. Постановку Кончаловского в свое время жестко обвиняли (на мой взгляд, несправедливо) в избыточной пышности и помпезности - спектакль Поповски, напротив, подчеркнуто минималистичен: он идет в по-супрематистски абстракто-эмблематичных декорациях, представляющих собой динамическую конструкцию из разного размера пластин красного и белого цветов.

Что характерно, театральный режиссер Поповски гораздо охотнее прибегает к кинематографическим приемам, чем кинорежиссер по первой специальности Кончаловский. Поповски обожает "стоп-кадры" (в сцене первого бала Наташи Ростовой в какой-то момент Андрей и Наташа в окружении других вальсирующих пар замирают, и это, надо признать, красиво, тем более, что музыка этого эпизода, особенно вальс, необычайно хороша и проникновенна сама по себе), "флэш-бэки" (в сцене "Бородинское поле перед сражением" во 2-м акте, когда Болконский взгрустнул о Наташе, о чем вполне самодостаточно дает понять звучащая в оркестре тема вальса из эпизода первого бала, Наташа вдруг является на сцене во плоти, порхая вся в белом между солдатами), эффект "долби стерео" (в той же сцене на Бородинском поле часть одетого в военные мундиры хора располагается в зрительном зале позади амфитеатра) и совмещение планов по типу "картинка в картинке" (в финальной сцене на Смоленской дороге, пока отступающих французов сменяет смешанный хор во главе с Кутузовым - он без привычной черной повязки почему-то, - символизирующий русский народ, Наташа, не покинувшая сцену после предыдущей сцены прощания с умирающим Андреем в Мытищах, сидит на авансцене в позе васнецовской Аленушки - видимо, демонстрирует невосполнимость личных потерь радостью национальной победы, пока Пьер Безухов не увлечет ее в ликующую толпу).

В этом, как и во всем остальном, давно отработанный режиссерский почерк Ивана Поповски (о его "Царской невесте" в Центре оперного пения Галины Вишневской см.: http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/473303.html?mode=reply) узнаваем в каждой мизансцене. Как и отсутствие принципиально новой концепции "Войны и мира" (что, вероятно, было условием участия в проекте Ростроповича, который в итоге все равно ушел со скандалом).

Поют хорошо - лучше, чем обычно в Большом, хотя Наташа Ростова-Анна Нетребко из Мариинки все равно вне конкуренции. Но вокал-вокалом, а Анатоль Курагин, например, будучи толстым и низкорослым (ниже и толще Пьера!), совсем не тянет на плейбоя, ради которого 15-летняя Наташа Ростова готова была бросить своего жениха князя Андрея и бежать в ночи черт знает куда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments