Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Гамлет" в МХТ, реж. Ю.Бутусов

Бутусов из любой пьесы делает замечательную трагическую клоунаду. Но надо признать - пьесы он выбирает исключительно для этого подходящие (будь то Беккет, Камю, Сухово-Кобылин, Ионеско или братья Пресняковы), а богатству его фантазии можно только завидовать. Это не спасает его от самоповторов - вот и в "Гамлете" упражнения со столом напоминают аналогичные экзерсисы из "Воскресенье. Супер", а с кроватью - из "Макбетта". Ну а жестянки на веревках - это "Дания - тюрьма", что современные петербургские режиссеры (и Бутусов - не исключение) всегда понимают буквально. Но в целом спектакль красивый, стиль узнаваемый, актеры симпатичные и очень стараются (а будет еще лучше после премьеры - наверняка).

Только клоунада, даже трагическая, даже изобретательная, все равно остается клоунадой. И три с половиной часа без малого - это очень много для клоунады. Впрочем, для традиционной драмы тоже немало. Особенно когда ничего принципиально нового из "Гамлета" не вычитывается, а дело ограничивается в основном трюкачеством (в самом лучшем смысле этого слова). Правда, Бутусов подчеркивает одиночество Гамлета (Михаил Трухин, какой-то неуверенный в этой роли, и не очень выразительный на общем ярком фоне, разве что Лаэрт-Гречишкин еще более серый, к сожалению, учитывая, как ярко Гречишкин начинал еще студентом) - с предателями Розенкранцем и Гильденстерном еще у Шекспира было все ясно, а Горацио в этой постановке отсутствует, так что над трупом принца и вспклакнуть будет некому, некому сказать: "Разбилось сердце редкостное". Хабенский и Пореченков распались, прямо как связь времен, на нескольких персонажей, оставшись при этом "по первому роду занятий" Клавдием и Полонием соответственно. Зато Офелий - целых две. Кажется. Во всяком случае, в одной из сцен Полоний разговаривает сразу с двумя девушками - как с одной, а ближе к финалу Гамлет "на бис" повторяет монолог "быть или не быть?" обращаясь к призраку утопившейся Офелии. Призраки вообще тут существуют на равных с живыми. Вплоть до того, что финальная сцена дуэли решена как своего рода "спиритический сеанс": живые и мертвые сидят за столом, скользя руками по поверхности, и по ходу "сеанса" переходят из одного состояния в другое. А вокруг бегает тень Гамлета-старшего, размахивая белой рубашкой на палке, как флагом капитуляции.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments