Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Сияющий город" К.Макферсона в МХТ им. А.Чехова, реж. И.Рудзите

Четыре персонажа, пять эпизодов и куча проблем.



Сцена 1. К бывшему священнику и начинающему психотерапевту по имени Ян (Смоляков) в офис, где не работает лифт и постоянно грохочут проходящие мимо поезда, приходит пациент по имени Джон (Назаров), которому является призрак его погибшей жены.
Сцена 2. Психотерапевт окончательно расстается со своей женой (Васильева), которая много для него сделала и, кажется, до сих пор его любит, кроме того, у них есть дочь.
Сцена 3. Снова пациент. Из разговора выясняется, что у пациента была попытка изменить жене со случайно встреченной в гостях женщиной. Теперь он мучается мыслью, что именно это погнало жену из дома и она погибла в такси, на которое наехала угнанная машина.
Сцена 4. Психотерапевт приводит к себе в офис парня-проститутку, снятого в парке (Панчик). У мальчика забинтована рука - последствия взрыва фейерверка, он работает шофером грузовика, но подрабатывает проституцией, поскольку у него есть 6-летний сын. Психотерапевт угощает парня вином, ставит пластинки, признается, что у него никогда ничего с мужчинами не было, расспрашивает про ребенка и рассказывает ему про своего, и очень нервничает. Парень успокаивает, говорит, что ничего особенного, что большинство его клиентов - женатые мужчины, что он должен делать то, что ему хочется. Освоившись с ситуацией, психотерапевт вдруг набрасывается на парня и жестоко его избивает.
Сцена 5. Явно поздоровевший пациент по майке с веселеньким рисунком заходит к психотерапевту попрощаться и приносит подарок - роскошную антикварную люстру. Он рассказывает, что встретил девушку, которая моложе его, но это даже хорошо, а та блондинка, с которой он пытался изменять покойной жене, вовсе ему даже не нравилась. Психотерапевт говорит, что верит в то, что тот действительно видел призрака, и что было бы лучше, если бы помимо окружающей реальности была еще какая-то, выше земной. Довольный пациент уходит. Психотерапевту является призрак жены.

Пьеса, наверное, неплохая - и выстроена симметрично: пять диалогов, три из них - 1-й, 3-й и 5-й - психотерапевта и пациента. Режиссура - подробная, вдумчивая (Илзе Рудзите - ученица Гинкаса, этот спектакль - ее дипломная работа). Актерские работы достойные, хотя и неравнозначные. Панчик в роли мальчика-проститутки (как, впрочем, и в любой другой роли) органичен, как животное. Назаров - суперпрофессионал, и если даже работает на штампах, но штампов этих у него бесчисленное количество, им можно просто любоваться, даже не вдумываясь в смысл того, что он говорит. Смоляков слишком увлекается ложной многозначительностью долгих пауз и проникновенных взглядов - у него это появилось года три назад, после того, как он сыграл Хлудова в "Беге", его тогда переклинило и все никак не "отпустит". Васильева маловыразительна, но у нее - всего одна сцена.

И все-таки что-то очевидно не получилось в этой постановке. Мало того, что она в большинстве моментов очень скучная. Хуже, что из клубка проблем, которые затронуты драматургом (а клубок этот распутать невозможно, слишком много всего - от привидений и гомосексуальной проституции до супружеской неверности, подавленного чувства вины и потребности человека в иной, по более справедливым законам устроенной реальности) так ничего в этоге не свяжется. И ничего в памяти не останется. Ну разве что великолепная мимика и интонации Назарова в желтой футболке со смеющейся мордой и органика Панчика в роли мальчика-проститутки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment