Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Том Стоппард в Москве

Не впервые. Но впервые у меня была возможность поучаствовать во встрече с ним. Это все равно, что видеть живого Чехова или Уильямса - Стоппард из того же ряда. Собственно, крупнее Стоппарда не было в мире драматурга за последние лет 50. Такой седовласый английский джентльмен (родом из Чехословакии), сдержанно-остроумный (вопрос: "Работая над пьесой о русских интеллигентах 19 века, вы учитывали перемены, которые произошли в нашей стране за последние 15 лет?" - ответ Стоппарда: "Я даже не до конца понимаю то, что происходит в Британии в последние лет 5").

В РАМТе будут ставить его драматическую трилогию "Берег утопии", герои которой - Белинский, Герцен, Бакунин. Пьесы я не читал, но, судя по ответам самого Стоппарда, на его гениальную "Травести" (где Ленин и Крупская в Цюрихе 1916 года участвуют в сюжете, основанном на "Как важно быть серьезным" Уайлда и цитируют собственные труды в перерывах между куплетами Гилберта и Салливана) трилогия не очень похожа. Но это и не важно, потому что ставить спектакль будет Бородин.
- Вы подумайте - вот сидит Том Стоппард, и скоро на этой сцене будет поставлен спектакль по новой пьесе - это же чудо! - восторгался в "президиуме" Швыдкой.
- Если получится удачный спектакль - вот это будет чудо... - пробурчал сидевший через одно место от меня Фридштейн.
И это замечание по существу: на режиссера Бородина надежды мало.

Потом с Фридштейном (если бы не он - в чьем бы переводе российские пидарасы читали письма Уайлда) и Ряполовой (тоже крупный специалист по английской литературе, сегодня Юрий Германович меня с ней познакомил) вспоминали о предыдущих постановках Стоппарда в России. Вроде бы так много спектаклей было - а настоящих удач не случилось, кажется, ни разу. "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" пятнадцатилетней давности - самый приличный вариант, и тот совсем не про то, про что пьеса. А "Театр-убийца" в старом помещении театра Джигарханяна, "Аркадия" Нюганена в петербургском БДТ (это то, что я сам видел), "Входит свободный человек" в Маяковке (проживший сезона два) "Художник, спускающийся по лестнице" (прошлогодняя премьера МХТ), "Аркадия" в "Табакерке" (тоже безвременно скончавшаяся в муках) - все мимо. Правда, "старшие товарищи" вспомнили еще "Аркадию" Фоменко, о которой я вообще впервые услышал. Оказывается, Томасину там играла 17-летняя Пегова, которая, по отзывам очевидцев, уже тогда выглядела как "кадушка".

По-моему, Стоппарда вообще не надо ставить. По крайней мере, лучшие его произведения. Не представляю, как можно удачно поставить "Травести" или "Аркадию" - Стоппард в своих текстах уже сам все "поставил", читаешь пьесу - как будто смотришь спектакль. Причем, в отличие от "реальных" спектаклей - удачный.

А еще в Москве - Эрик-Эммануэль Шмитт. Сегодня у них была совместная конференция с Виктюком.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments