Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Заблудшие" в "Ленинградской"

Регулярно проезжаю в течение многих лет мимо гостиницы "Ленинградская" на трамвае или автобусе, а нередко в теплое время года и пешком прохожу, мне ведь по дороге к дому, но как ни странно, даже на крыльце и под сводом портика до сих пор не бывал, а не то что внутри, хотя вроде спокойно можно и в холл зайти, и выше подняться... Вот нашелся повод - какой-никакой, но все же как бы театральный проект "Заблудшие": много не обещает, но вопреки скептическим предубеждениям ожидания, пожалуй, оправдывает. У организующей конторы есть несколько "бродилок", театрализованных экскурсий и по другим локациям, но мне хотелось именно в "Ленинградскую" - на старте маршрута подчеркивают, что гостиница выстроена у пересечения семи путей (считая, правда, не только железнодорожные ветки, но и линии метро), а "вам предстоит выбрать свой", но раз уж я, получается, уже выбрал и давно - мне, чтоб доехать или дойти до "Ленинградской", в метро спускаться не требуется - именно "ленинградский" вариант, привязанный к гостинице, ныне существующей под интернациональным брендом "Hilton", меня и привлек.

В равной степени с точки зрения и театра, и краеведения, "Заблудшие" - достаточно "попсовое" и в этом смысле наивное мероприятие, рассчитанное если уж не совсем на публику "с трех вокзалов" буквально, то едва ли на опытного зрителя или бывалого москвича (отдельное мое любопытство, что за народ ходит на такое, удовлетворено в минимальной степени - народ такой же, что на любых других, кроме самых каких-нибудь маргинальных или экстра-дорогих по цене, спектаклях, от "Золотой маски" до Театра Луны, умеренно-лоховской в пределах санитарной нормы); но у меня сложилось ощущение, что делалось "шоу" по-своему честно и задумывалось с искренней любовью к Москве - что сразу после возвращения из Петербурга (который со всеми его общепризнанными достоинствами полюбить мне, видимо, не дано...) тем более приятно, есть с чем сравнить, аналогичные питерские затеи не выдерживают критики, взять для примера "730 шагов с Родионом Раскольниковым":


А тут по крайней мере непритязательное и неутомительное, на час с небольшим, путешествие, в основном с аудио-гидом в наушниках, тем не менее гораздо ближе к формату собственно "театра" в узком смысле, чем иные "эксперименты" даже и на сценах академических, драматических обосновавшиеся; другой разговор, что "театр" этот здесь носит характер прикладной и служит развлекательным, оживляющим "бонусом" к "экскурсионному обслуживанию", к прогулочному аттракциону.

Что касается интерьеров "Ленинградской", то относительная подлинность некоторых элементов декора (оригинальными считать можно уже те, что хотя бы пережили 90-е - перила, рамы, витражи; про аутентичные, сохранившиеся с 50-х, говорить сложнее) искупает сомнительные байки насчет их происхождения и функциональности. Ну допустим, что львицы по обеим сторонам мраморной лестницы главного холла - действительно "трофейные", в середине 1940-х, когда проектировалась "Ленинградская", привезенные из Берлина прямиком, а не позднее замененные муляжи... Или "занесенная в Книгу рекордов Гиннеса" (когда?!) - самая длинная в мире (правда что ли?! и сколько в метраже?..) - люстра, пронизывающая несколько пролетов боковой лестницы по обе от холла стороны. Или парные зеркала, бесконечно отражающиеся друг в друге между женским и мужским туалетами. Истории, нехитро мимоходом разыгранные актерами-перформерами - из разряда тех, какими обычно потчуют туристов экскурсоводы: что в них достоверно, а что высосано из пальца - с точки зрения "краеведческой", может, имеет значение, а с "театральной" ни малейшего. Но заметно, что, к примеру, артист - в первой локации (холл, затем бар) выступающий в образе архитектора Полякова, страдальца за "архитектурные излишества" времен расцвета "сталинского ампира" (а "Ленинградская" - одна из семи "высоток", пусть и самая "низкая"), посмевшего затеять прилюдную дискуссию с министром культуры Фурцевой, а в последней врывающийся, боящийся, что опоздал, уже как Серега Самохвалов из села Толбухина, Ярославской области, "заблудившийся" в районе вокзальной площади, но обещавший жене привезти сапожки для ребенка и спрашивающий дорогу к "Детскому миру" - очень свободно, раскованно чувствует себя в любом из образов, работает с полной самоотдачей; в то время как, скажем, артистка, выступающая за Галину Брежневу, уединившуюся в гостиничном номере с Игорем Кио (это единственный эпизод в интерьерах комнаты, остальные все по коридорам, лестницам, холлам и другим общедоступным пространствам распределены), заметно "переигрывает", и даже в этом формате ее наигрыш коробит. Проигравшийся в казино и за долги погибший юноша, ставший жертвой криминала перспективный молодой ученый (игорный зал и мафиозные разборки - понятно, уже из 90-х сюжет), валютчик-"стиляга", вопреки предупреждению от майора на подаренной открытке ("дорогой гость, будь бдительным, не вступай в контакт с иностранцами") впаривающий посетителям долларовые бумажки, утопившаяся, чтоб не выдали замуж насильно, девица, и погибшая на Николаевском (впоследствии Ленинградском) вокзале из-за начавшегося вооруженного восстания 1905 года по приезде в Москву институтка Смольного, чей микросюжет после недавней долгожданной экскурсии в Смольной меня особо мог бы зацепить -


- мелькают, не сильно впечатляя ни актерской яркостью, ни драматургической внятностью. Но все равно хотелось бы знать - очевидно, целевой аудитории проекта без разницы, а мне-то интересно... - кто тут сценарист (и где наивная искренность сценок переходит в скрытую иронию - когда по поводу берлинских львиц упоминается "кровавый режим", бездумно ли проскакивает формулировка, вызывающая ассоциации вовсе не с Третьим Рейхом?..), кто режиссер, кто играет, кто работал с пространством, наконец (сценографии как таковой нет, но вписать в готовые интерьеры всякое действие - тоже художник необходим), в выходных данных "Заблудших" не указано. И одно дело - общая придумка с "душами" персонажей из прошлого, которые нуждаются в умиротворении (местами "иммерсив" переходит в "интерактив", "заблудшим" требуется несложная,  предполагающая минимальные со стороны гостей усилия, помощь, дабы обрести покой); а другое - мелкие подробности типа сапожек для дочки, которые обещал жене купить в "Детском мире" Серега из Толбухина (поскольку мне не раз доводилось подбухивать у Толбухина - памятника, что возле Суворовской площади стоит, а этот Серега подчеркнул, что деревня его названа в честь того самого генерала, которому установлен памятник в Москве, я название поселения запомнил бы в любом случае, ну а после того, как Серега во всеуслышанье за указание верной дороги к "Детскому миру" выразил адресованное напрямую мне "ленинское спасибо", и подавно!), какой-то неизвестный автор должен подобные детали прописать, чтоб перформеры, отталкиваясь от них, могли так лихо импровизировать, как этот неизвестный мне актер.

Публика же импровизирует в рамках предсказуемой модели поведения - фоткается, задания выполняет, артефактам вне зависимости от степени их аутентичности дивится, не стараясь вникать, что происходит. Между тем за возможность с площадки 21-го этажа "Ленинградской" выйти на балкон, откуда вместе с "площадью трех вокзалов" открывается панорама чуть ли не до Преображенки (вот он, "мой путь", им я домой обратно и следовал), кто-нибудь, поди, и вдвое приплатил бы - но нет, висит замок. А с третьего этажа, где мероприятие завершается, вид в том же направлении открывается уже не столь живописный, преимущественно на строительный котлован под железнодорожным мостом МЦД. Впрочем, о районе вокруг тоже кое-какие сведения почерпнуть из аудио-экскурсии можно - про места гулянья возле Красного пруда и располагавшуюся на месте сегодняшнего ЦДКЖ итальянскую оперу... Общий же исторический контекст всяк добирает (или нет) самостоятельно, историко-культурной информацией "Заблудшие" клиентов не перегружают, а если пытаются вступить в диалог, получается иногда забавно: спрашивают - с кем были у Галины Брежневой скандальные отношения? - и отовсюду слышится - с Брежневым! Остроумно, кстати... - но, похоже, никто не шутил.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments