Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Черная курица и невидимый сад" по А.Погорельскому, театр "Глобус", Новосибирск, реж. А.Созонов

А между прочим, онлайн-трансляции спектаклей никто не прекращал! - вот только времени на них (какой же счастливый период нам выпал полтора года назад - не по заслугам, и мало кто оценил, эх...) совсем нет. Однако "Черную курицу..." из Новосибирска - ее показывают в рамках Большого детского фестиваля - я все-таки заставил себя глянуть. Александр Созонов сам этот спектакль считает "детским" - но если так, тогда, к примеру, весь репертуар "Гоголь-центра" (исключая разве что "Маленькие трагедии" и "Спасти орхидею", может быть...) состоит из "детских спектаклей"... Эстетически и технологически новосибирская "Курица" - прям "блокбастер", созданный по всем законам "современного театра" и спектаклей "большого стиля", с трансформацией пространства, песнями и танцами, с "цирком и фейерверком", короче. А по масштабу идеи, прямолинейности нравоучительного посыла, да и по качеству текста на уровне диалогов, отдельных реплик - да, и "детский" - еще мягко сказано, это скорее "эвфемизм", чем характеристика по возрасту целевой аудитории (ну то есть ровно как и в "Гоголь-центре", да много где еще под маркировкой "18+" выпускают спектакли, адресованные в лучшем случае тинейджерам).

Соавтор инсценировки, а вернее, оригинальной пьесы по мотивам хрестоматийной романтической сказки Антония Погорельского - некая Джулия Король... Что ж, Король так Король (да хоть Гуля Королева, простигосподи...) - вместе с Александром они переложили классический образчик т.н. "русской готики" на штампы футуристической, "киберпанковской" тоталитарной антиутопии. В легко опознаваемом вымышленном царстве-государстве, диктаторском и милитаризованном, плохо замаскированном под "демократию" с лицемерными заклинаниями о "свободе" тираническом аду, живет мальчик Алеша - уже великовозрастный и вполне половозрелый юноша, буквально "хоть в пизду, хоть в красную армию", что с ним, собственно, и происходит. Алеша потерял мать, а отец-интеллектуал работает на "кровавый режим" и сына отдает в специализированное учебное заведение, где вся жизнь подчинена "пяти правильным правилам". Но благодаря совершенному "хорошему поступку" самоотверженный в глубине души Алеша попадает в "подземный мир", куда сбежали с надеждой прорастить оттуда "невидимый сад" добра и света "несогласные" представители "креативного класса", поборники мира и справедливости, то бишь "люди доброй воли". От них Алеша получает "волшебное семечко", но не сразу умеет распорядиться им по назначению, совершает ошибку, ставит благодетелей на грань гибели. Тем не менее, в отличие от сказочного первоисточника, у Король и Созонова все закончится пускай не окончательной победой добра, но "светом в конце тоннеля", и не то что блудный сын, но и заплутавший отец обнаружат потенциал к раскаянию, исправлению, переходу на "светлую сторону": папа отправится вслед за "креативщиками" в диссидентское подполье дальше проращивать "волшебные семечки", сын же с возлюбленной останется на поверхности сражаться за добро методами более активными.

Как сказал бы в ответ на это лирический герой некрасовской "Железной дороги" - "рад показать!", но, во-первых, сказка про подземную курицу (пускай в спектакле она персонифицирована в антропоморфный образ Чернушки, доверенный аж двум актриса в очередь) с футуристическо-киберпанковским антуражем вяжется плохо и может восприниматься всерьез только на очень "детский" взгляд, а смотришь с позиций чуть более "взрослых", и делается смешно; во-вторых, визуально "тоталитарный ад" - с решетками, маршами цвета хаки, злыднями-начальниками, сколь безымянными, столь и бессердечными, и проч. - "верхнего мира" подан более-менее узнаваемо и потому сколько-нибудь убедительно, а вот сусально-условный "невидимый сад" и населяющие его прекраснодушно-дебиловатые "подпольщики"-диссиденты похожи скорее на ряженых из малобюджетного детсадовского утренника в своих цветных "фантазийных" хламидах (художник Мария Кривцова из Москвы); кроме того, зонги Ивана Кушнира с их убогой мелодикой, прикрытой его фирменной электронной долбежкой, на которые положены (или на них положена музыка, неважно) туповатые вирши неведомого мне петербуржца Евгения Кубынина, содержательной многослойности этой мультимедийной дидактике не прибавляют.

Впрочем, по части танцев (пермский хореограф Ирина Ткаченко) и "сценических боев" (постановщик Василий Лукьяненко, консультант Сергей Рогулин) "Черная курица..." - действо зрелищное, достаточно эффектное, формату "детского спектакля" подобающее. Самое же драматургически уязвимое место новосибирской видимой курицы и незримого сада - романтический план, любовная линия (прям с поцелуями героев взасос, по-взрослому!), додуманная за Антония Погорельского целиком от начала до конца в духе и с явной оглядкой на "Голодные игры", "Дивергент", "Элизиум" и прочие "эталоны" из современного подросткового литературно-кинематографического ассортимента в соответствующем жанровом сегменте (до кучи мать девочки-бунтарки Алисы служит "мастером" в подавляющем волю к свободе молодых учебном заведении...). Да и актеры - в главных ролях Алексей Корнев и Екатерина Боброва - положа руку на сердце, не "горят" ни любовной романтикой, ни гражданской героикой - работают будто в учреждении "закрытого типа" из-под палки... По крайней мере через трансляцию внутренней убежденности исполнителей в правоте их персонажей я не ощутил... Тогда как верховный злодей Номер 0, воплощенный Алексеем Кучинским, получился колоритным, ярким на общем невзрачном фоне и уже потому, как ни странно (и как ни печально) в своем роде привлекательным. Ну а в остальном шитыми белыми нитками аллегория с как будто и недвусмысленными, но такими беззубыми оговорками, умолчаниями, подменами, нацеленная на проповедь дружбы, любви, свободы и честности, и, разумеется, "против всего плохого", у меня вызывает чувство двойной неловкости - столько физических, технических, человеческих усилий опять затрачено впустую, приложено к очередной ни к чему не обязывающей банальности с расчетом, что волшебное семечко разумного, доброго, вечного авось да прорастет и на брезентовом поле. 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments