Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

война с туманом: "Несолнечный город" Р.Михайлова, БДТ им. Г.Товстоногова, реж. Роман Михайлов

Роман Михайлов как прозаик известен, говорят, давно - признаюсь, не читал его сочинений, но за последнее время он, будучи литератором-дилетантом и оставаясь профессионалом-математиком, стал до такой степени популярным театральным автором, что в течение короткого времени я вижу не первую и не вторую инсценировку его опусов. В сравнении с высокобюджетной мультимедийной мегаломанией "Сказки про последнего ангела" Андрея Могучего в Театре Наций -


- или более "олдскульными", но зато с "иммерсивным" эффектом, технологическими наворотами "Снов моего отца" Егора Перегудова в РАМТе -


- "Несолнечный город", где Роман Михайлов сам осваивает в качестве режиссера свой же собственный текст (тексты?..) -  спектакль камерный и минималистский, форматом близкий к пластическому перформансу, но тоже не без "затей" как по части пространственного решения, так и собственно драматургической композиции. В один ряд по периметру импровизированного "танцпола", прорезанного сквозь дым разноцветными огнями провинциальной дискотеки, рассажены зрители (не каждый досидит до конца, хотя длится мероприятие всего-то час), а внутри квадрата пляшет молодежь в спортивных костюмах. Актеры, или, точнее, перформеры - некоторые из них оснащены микрофонами, другие выступают исключительно как танцовщики - разыгрывают то, что в аннотации определяется как "вневременной рейв и магический трип", хотя сам текст отрицает (по крайней мере на словах) "мистику", а погружает скорее в психоделический транс, ну если кому удастся погрузиться...

Сюрреалистические мини-новеллы - скорее эссе или стихотворения в прозе, заставляющие вспомнить о методе "потока сознания", отработанного в литературе еще лет сто назад - иногда содержат завязку сюжета (кто-то страдает от воображаемого шума соседей, кто-то играет в войну с туманом), но чаще сводятся к лирическому описанию неких абстракций, эмоциональных состояний, которые, если честно, затруднительно расслышать за электронными ритмами импровизированного "рейва" и разглядеть за дымом танцпола. По принципу "вечного возвращения" эти "танцы до упаду" (буквально), завершившись слиянием пары в поцелуе - и можно счесть, что юноша с девушкой хаотично, сквозь дискотечное "броуновское движение", таки неуклонно шли навстречу друг дружке - возобновляются, упавшие без сил поднимаются и снова принимаются отплясывать... до последнего посетителя, хотя если набраться терпения и дождаться, пока разойдутся более торопливые ценители изящного, есть шанс увидеть присоединение к перформерам друзей и перерастание имитации отвязного рейва в практически настоящий.
И не захочешь, а вспомнишь волкостреловского "ДиДжея Павла" -


- но тут примечательно, что в "пьесе" Павла Пряжко и в спектакле Дмитрия Волкострелова текста нет совсем, не единого слова, кроме стихов используемых эстрадных ретро-шлягеров; танцующие же перформеры и, по желанию, вливающиеся в импровизированную "дискотеку" зрители (интерактивности и иммерсивности "Несолнечный город" Романа Михайлова, к сожалению или к счастью, не предполагает...) не говорят, даже не подпевают; да и "хореография" их движений куда проще, "беднее", чем на свой лад изощренный и весьма энергичный танец в спектакле БДТ; однако будто сами собой между безымянными и, в общем, безликими персонажами "ДиДжея Павла" возникают некие взаимоотношения, из них вырисовываются "лирические" микро-сюжеты, которые складываются (может, не на сцене - а в сознании зрителя, в голове наблюдающего - но складываются же!) в универсальный, тотальный, глобальный мета-сюжет... чего я от "вневременного рейва и магического трипа", честно покинув зал фактически последним несолнечно хлебавши, так и не дождался.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments