Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Кибер-Пушкин", реж. Виталий Лабутин, и "Электро-караоке", реж. Дмитрий Чеботарев в Электротеатре Ст

В стенах Электротеатра на любой из его площадок, будь то основная, малая, с недавних пор открытая "камерная" сцены, а также "электродвор", привычнее воспринимать музыку Курляндского, Невского, Филановского, Раннева, ну, разумеется, Александра Белоусова, который, похоже, в театре днюет и ночует буквально - однако с перерывом в день я здесь услышал совсем иного формата сочинения... Проекты ни в чем друг с другом не схожи, и оба, по большому счету, небесспорны, явно не все из задуманного удалось их создателям в полной мере - тем не менее любопытный вышел опыт.

"Кибер-Пушкин", или "digital-опера о царе Салтане" - попытка уложить стихотворный текст сказки Пушкина, соответственно, о царе Салтане, в электронный микс и представить как мультимедийный перформанс. При этом на сцене даже выстроили "традиционную", "объемную", предметную мини-"декорацию" в виде направленной к залу "стрелы", обозначающей также корабельный "нос" - из трех "черных" лавочек с "барашками" волнами: получилось наивно, а в то же время с отсылом к традициям барочного оперного театра (художник Юлия Шереметова). Компьютерная анимация, правда (видеохудожник Илья Дерзаев) не поражала воображение - сперва занятно было наблюдать за пиксельным "водопадом" буквиц славянской азбуки, но затем абстратные узоры смотрелись довольно однообразно. Музыка - с композитором Виталием Лабутиным за компьтерным пультом "ди-джея" - тоже, в общем, монотонная, а впрочем, не более, чем оперная тягомотина Римского-Корсакова. К тому же пропевается в спектакле не весь текст сказки, но миксуются отдельные его фрагменты - принцип их отбора, если честно, не всегда очевиден (всего 13 вокальных номеров), к последовательному пересказу сюжета авторы не стремились (и едва ли в нем имеется необходимость...), поэтому с "текстурой" пушкинского стиха играть удобно, миксуй его как хочешь, а от Пушкина не убудет.

Ева Червоненко, она же Ева Черо - соавтор композитора и главная исполнительница, почти в одиночку взявшая на себя вокальную партию (роль ее партнеров Федора Кокорева и Лейли Шихалиевой фактически сводится к "бэк-вокалу", а их скромные перформерские экзерсисы не тянут и на "подтанцовку) - центральная фигура спектакля, но и наиболее спорная его составляющая. Насколько я уловил замысел, вложенный Лабутиным и Червоненко в композицию "Кибер-Пушкина", речь идет о том, чтоб вывести на первый план лирические женские образы сказки, выявить между ними параллели и, условно, сколь возможно, тождественность и характеров, и судеб Царицы (той, что из трех девиц пообещала царю Салтану сына-богатыря, что его сильнее привлекло) и Царевны (завороженной подлым чародеем Лебеди), соединить их в одной поющей актрисе-перформерше: действие начинается с того, что героиня скрыта покрывалом, словно "подвенечным" убором, и тем же заканчивается (только свадьба это уже другая, не Салтана, а его сына Гвидона). Но если идея состояла именно в том - она в наметках и намеках лишь осталась (может и вовсе о другом создатели опуса думали, не знаю).

Переоблачения героини, смена сияющего, будто на "фосфорической женщине", "гостье из будущего" ("кибер" же все-таки, даром что Пушкин!) кокошника Царицы на лебединую "корону" пластически - как и все мизансценирование спектакля - не слишком выигрышно придумано режиссером, актрисе тоже не хватает перформативных навыков, да и способностей, чего уж там: это, что печальнее, касается не только сцендвижения, но и собственно вокала - поет Ева Черо то на славянский фольклорный (ну квазифольклорный, разумеется) лад, то на манер госпела, то ближе к попсовой электронике рубежа 1990-х-2000-х (и как ни смешно, а уже на "Кибер-Пушкине" я вспоминал о том, что Павел Есенин писал для репертуара группы "Hi-Fi", спустя два дня на Электрокараоке пришлось продумать про него снова!), но переходы от одной вокальной техники к другой требуют, во-первых, виртуозного владения и собственным голосом, и тембрального богатства, и чувства стиля - откровенно говоря, всего этого мне в "Кибер-Пушкине" у Евы Червоненко не хватило.

Тем не менее "Кибер-Пушкин", как ни странно, оказался к формату "караоке" в чем-то даже ближе, чем собственно "Электрокараоке. Концерт для своих" два дня спустя в Электродворе. Билеты туда разлетелись, говорят, моментально - режиссер проекта и один из его участников Дмитрий Чеботарев, а также его товарищ Антон Лапенко нынче благодаря кино большие звезды, особенно популярные у аудитории, для которых шлягеры эстрады 1990-х-2000-х, казалось бы, пустой звук, а вот набежали! Мы разместились с комфортом на галерее - далековато от сцены, зато с полным обзором и ветерком, очень уместным по нынешней погоде. Мне показалось, что "театрализация" довеском к собственно музыкальным номерам, была и ненужной, и неудачной - перед эстрадкой выставили четыре столика с бутафорской сервировкой, якобы посетители караоке выпивают, а посетителей изображали артисты Электротеатра, и все это мне напомнило якобы "импровизационные" спектакли Гришковца в ШСП (по степени как спонтанности, так и убедительности). Первый же номер - "Фаворит" (Костику-злодею еще пришлось лезть в интернет, чтоб уточнить - исполнял Ярослав Евдокимов в 1989-м, но я помню Ярослава Евдокимова! а вот насчет целевой аудитории проекта не уверен...) - располагал к дальнейшей приятности, однако затем пошло не то...

Ну то есть на мой вкус - не то: подбор репертуара - явно не по моим персональным заявкам, некоторые песни я вовсе не знал (опять-таки пришлось злодея-Костика отправить в интернет, чтоб выяснить, чей и кому "хороший друг Слава" велел сделать нечто сомнительное - оказалось, Монеточкин... я-то с творчеством Монеточки знаком опосредованно, через пародии Галкина!), другие предпочел бы не знать и не помнить (при всей моей человеческой симпатии к Юле Савичевой и давнишнем с ней знакомстве даже в ее оригинальном исполнении слушать песню "Высоко" и другие фадеевские псевдо-шлягеры тягостно, а когда, возвращаясь к проблеме с театрализацией, ее вдруг затягивает "мама невесты"... ну как-то совсем нет, мимо), третьи сами по себе и неплохи, и или по крайней мере могли быть обыграны забавно, но получилось не слишком (генерал, вдруг решивший выйти на эстраду с песней группы "Руки вверх", да еще в варианте "медляка", вероятно, задумывался комическим персонажем - но признаюсь, меня не развеселил...). Жаль, не пел Борис Юхананов - ограничился под конец вечера сдержанно-одобрительным спичем, дескать, под занавес сезона расслабиться не грех. С особенным любопытством я ждал выхода Александра Белоусова - с караоке-клубом уж кто, а он и творчеством, и своим имиджем совсем не ассоциируется (скорее уж Невский или Раннев!), но он предпочел амплуа хард-рокера и в этом качестве с соответствующим репертуаром, и в дуэте с Сергеем Малининым ("последним Сверленышем" пенталогии "Сверлийцы") тоже. Вообще иностранная, англоязычная составляющая караоке-репертуара, что хард-рок, что поп или джаз, оказалась мне еще более чужда, чем доморощенная Монеточка с ее плохим хорошим другом Славой. Антон Лапенко имел огромный успех у собравшихся девушек (судя по выставленному частоколу мобильных видеокамер) с абсолютно статичным номером на невнятную, по моим ощущениям, песню, чью прелесть мне постичь не довелось. Арина Зверева, хормейстер Электротеатра, на последней "Золотой маске" награжденная специальным призом с формулировкой «За глубокое раскрытие музыкально-художественного образа, а также за развитие и расширение современных вокальных техник» (приз номинально связан с работой над оперой "Трепанация" Дмитрия Курляндского, но по факту за многолетние достижения), здесь тоже "развивала и расширяла", как могла, и небезуспешно, к собственно музыкальной составляющей вопросов по поводу "караоке" меньше, чем к драматургии театрального действа в целом.

Арина Зверева постаралась как "саунд-продюсер" разнообразить звучание и по аранжировкам, и по манере пения, но ни профессионалы ансамбля N’Caged, ни драматические актеры, пробующие себя в вокале (формат "караоке" профессионализма по этой части и не предполагает, даже наоборот, отрицает его, так что идеального голоса и слуха ни от кого не требовалось, а требовалось как раз иное...) за редкими исключениями заданный тон спонтанной, дружеской - подзаголовок "для своих" - вечеринки в большей или меньшей степени не выдержали, к сожалению. Я для себя выделил два сольных номера - Дмитрий Чеботарев по-настоящему "зажигательно" показал леонтьевского "Казанову", и где-то пародируя оригинал, и сохраняя индивидуальную манеру, но и пением, и движением попадая если уж не в ноты (опять же - не требует формат), то в настроение; и Дарья Колпикова, будто "венера в мехах", спела, что называется, "с большим чувством" пугачевский "Белый снег". Кстати, ужасно смешно, что эту замечательную вещицу, на стыке 1990-х-2000-х после новогодней телепремьеры очень популярную, но затем прочно забытую и сегодня уже (особенно молодой публике, надо думать) малоизвестную, я последний раз слышал... аккурат в караоке, на вечеринке-конкурсе музыкальных журналистов ее пел - ну смех так смех, одно уж к одному - Сергей Соседов (а я там, между прочим, выступал с пугачевским же "Арлекино"... в финал, естественно, не прошел! надо было взяться за "Молодой человек, пригласите танцевать"...); и еще один повод вспомнить о творчестве Павла Есенина - перед началом спектакля (все-таки спектакля, хотя общему впечатлению это, признаюсь, в минус...) на "разогреве" в миксе всплывали проигрыши группы "Hi-Fi", но я подумать не мог, что из многих сотен наименований, составляющих репертуар Аллы Пугачевой, для "электрокараоке" будет выбрана единственная вещь, Алле Борисовне написанная Павлом Есениным, к которому я всегда относился с пиететом, не то что к Алексею Гарнизову, автору "Казановы"... А все же с "Фаворитом" вместе "Казанова" и "Белый снег" остались моими персональными "фаворитами" в плей-листе "электрокараоке" - хотелось бы, не скрою, побольше услышать за полуторачасовую программу знакомых и любимых номеров.

СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ

Плачет метель
По другому все теперь
Зимних дней акварель
И пустынный белый пляж
Летний праздник наш
Ты у моря спрячь
И не плачь о нем, не плачь
Любовь на Земле лишь мираж

Белый снег
Стрелок бег
Одинокий век
Есть ли любовь, скажи?
Все миражи
И на восход
Белый пароход
В море уйдет
И все пройдет

Капельку жаль
Прошлогоднюю печаль
До свидания, февраль
Тянет к новым берегам
Веря небесам
Снова будем ждать
Счастья на пути искать
Поверив опять миражам

Белый снег
Стрелок бег
Одинокий век
Есть ли любовь, скажи?
Все миражи
И на восход
Источник teksty-pesenok.ru
Белый пароход
В море уйдет

И этот снег шутя с собой принес
Лишь снежинки из застывших слез
Обмани меня в последний раз
Обмани меня хотя б на час

Белый снег
Стрелок бег
Одинокий век
Есть ли любовь, скажи?
Все миражи
И на восход
Белый пароход
В море уйдет
И все пройдет


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments