Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

за меня скажут мои слезы: "Ариодант" Г.Ф.Генделя в Большом, реж. Дэвид Олден, дир. Джанлука Капуано

При отсутствии мега-концептуального решения достоинства режиссуры Дэвида Олдена трудно оценить с первого взгляда -

- а со второго, да еще попав на тот же состав исполнителей (любопытно было бы, конечно, разные сравнить... малость недорассчитал!), нельзя не отдать должное, как аккуратно он при внешней статике музыкальной драматургии "оживляет", помимо эмоционального, психологического наполнения (тут скорее уместны комплименты по адресу артистов, хотя самый великий артист ни на что не годен без толкового режиссера), и движениями, жестами, нехитрыми, но эффектными ходами каждую из длинных-предлинных (и красивейших, но все же по сегодняшним стандартам чересчур пространных) арий: забывшись самодовольством и предвкушением торжества зловещий Полинесс на середине сольного номера комично падает со стула; Ариодант в отчаянии швыряет, разбивая о стену, бокал; готовая на подлость ради любви Далинда тянет, обжигаясь, ладони к огню подсвечника (и это только в первом из трех актов!) - все сделано осмысленно и актерски, драматически прекрасно отыграно исполнителями.

При повторном просмотре заметнее, правда, и недостатки, и сомнительные моменты режиссуры - к примеру, явно зря Олден распластывает постоянно солисток по сцене, заставляет их петь, лежа ничком, а тем более перекатываться, если к тому же учесть, что не всем из них подобные физические упражнения даются с одинаковой легкостью... Вообще легкости - при всем изяществе постановки Дэвида Олдена и оформления Иэна МакНила! - спектаклю, пожалуй, малость не хватает: заданная игровая тема, прием "театра в театре" (кульминацией его становятся в начале третьего акта появляющиеся валики-"волны" ручного привода - характерная сценическая машинерия эпохи барокко - откуда "выплывает", "барахтаясь", незадачливый утопленник Ариодант, а вслед за ним и раскаявшаяся предательница Далинда) всяко предполагает иронию, юмор, даже сарказм по отношению к героям оперы и трагическим (благо все равно дело идет к хэппи-энду) перипетиям сюжета - но действию в целом присуща некоторая тяжеловесность...

Иронии - да и актуальности если не содержательной, то стилистической - "Ариоданту", премьера оригинальной версии которого состоялась все-таки в 1993 году, буквально в прошлом веке, придает, как ни странно, балетно-мимансовая часть, которую я тоже оценил в основном со второго раза: под занавес каждого из актов следует развернутая танцевальная сцена, и вот они-то (хореограф Майкл Киган-Долан) как раз привносят ту необходимую ироническую, игровую краску в через край "серьезную" (естественную для opera seria, но не для современного оперного спектакля на эту музыку) историю: пародийный - а по теперешним понятиям и травестийный - "придворный" театр в честь помолвки принцессы (первый акт); галлюцинации временно помешавшейся от горя Гиневры с катящимися по сцене яблоками, одно из которых злодей Полинесс наколол на шпагу и предлагает в качестве метафорического "искушения" мимансовому двойнику героини (второй акт); куклы или клоуны, бродяги или умалишенные, обтрепанные, увечные - а может, это остаток массовки "погорелого" дворцового театрика задержался на "зазеркальных" подмостках? даром что ли виртуальные языки пламени компьютерной анимацией лизали заднюю стенку декорации почти всю вторую половину третьего акта?.. - оттеняющие конвульсиями "пляски смерти" дежурную счастливую развязку (финальный танец, параллельно с которым свою "горчинку" вносит в праздничный апофеоз Далинда, рыдающая над шлемом Полинесса, убитого в бесчестном поединке, и Лурканий, неловко старающийся ее утешить).

Оркестр (благодаря выдающемуся дирижеру Джанлуке Капуано в первую очередь, а также приглашенным лютнистам, героически отработавшим премьерную неделю "Ариоданта" по четыре часа ежевечерне!) радовал сверх меры. Исполнительница заглавной роли Ариоданта, меццо-сопрано Паула Муррихи - хотя, разумеется, она и не специально для московских гастролей разучила партию, а наверняка поет ее очень давно... - к последнему из выступлений первого состава в премьерной серии заметно свободнее чувствовала себя и показалась мне гораздо артистичнее, "живее", убедительнее (при местами неидеальной кантилене...), чем на пресс-показе. Кристоф Дюмо в образе Полинесса безоговорочно великолепен! Разве что Лурканий-Бернард Рихтер как сразу, так и к "прощальной гастроли" грешил недостатками вокала и не вполне точен был в дуэтном партнерстве; ну и Альбина Латипова - хорошая, голосистая певица, стилистику барокко (все же сейчас есть с чем и с кем сравнить) не на сто процентов себе "присвоила"; плюс к тому безумие, умопомрачение ее Гиневры в конце второго акта, как ни крути, ближе к какому-нибудь прочувствованному-пережитому "Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем...", чем к иронично-пафосным, с привкусом нарочитой, наигранной "театральщины" древнебританским страстям Ариосто-Генделя-Олдена. А постановка, если к ней приглядеться, от акта к акту все более увлекает - ну по крайней мере внутритеатральный, игровой мотив (за отсутствием чего-то фундаментальнее и осмысленнее) в ней не просто обозначен, а развивается последовательно, отдельными режиссерскими находками способный и удивить, и позабавить, если уж не озадачить и не потрясти.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments